«Сладкая» синагога. Владивосток. Фото

vladivostok-63

Восток — он везде разный. И, если для любого израильтянина словосочетание «Ближний Восток» знакомо, понятно и близко, то услышав про «Дальний Восток» он может надолго задуматься и, возможно, не сразу поймет, что имеется в виду.

И, тем не менее, Дальний Восток существует, а во всем, что существует, можно отыскать еврейский след)). Итак, Дальний Восток, Владивосток, Владивостокская синагога. Единственная синагога в Приморском крае. Старейшая из действующих на Дальнем Востоке.

С активным освоением в 19 в. дальневосточных территорий в этих местах появились и первые евреи. Как всегда, это были, как правило, переселенцы из южных российских областей и Украины. Помимо торговцев и купцов, это были и солдаты, и ссыльные, которые решили не возвращаться «на материк», так как в то время антисемитизм заметно слабел вместе с увеличением расстояния от столиц и городов. Многие служивые обзаводились здесь семьями, пускали корни и оставались навсегда. А так как еврею невозможно было дослужиться до офицерского звания (хотя были и редкие исключения, например Герцль Янкелевич Цам), то осевшие начинали заниматься чисто еврейским делом: торговля и ремесла. Те, кто имел соответствующее образование, лечили, учили, иногда служили, ведь здесь, вдалеке от «материка», легче было поступить на службу из-за нехватки соответствующих кадров. Кроме того, наличие торговых связей с близлежащими Китаем, Японией и бурным развитием товарооборота в связи с постройкой железной дороги не могло не привлечь самых предприимчивых людей из еврейской среды с «Большой земли».

Все эти факторы привели к возникновению устойчивой еврейской общины в этих местах.

vladivostok-30

После того, как в начале 1900-х годов были потеряны Порт-Артур и Далянь, Владивосток становится главным портом на тихоокеанском побережье и переживает бурный рост. Соответственно растет и еврейская община. По некоторым оценкам, количество иудеев в городе тогда составляло около тысячи «душ», уступая по численности только русским (сюда же входили и выходцы из Украины), китайцам и японцам.

К 1910 году в городе было несколько еврейских религиозных общин, которые попытались объединиться к 1913 году. Город динамично развивался, рос, вместе с территориями росло и население. С 1914 года евреи Владивостока арендовали небольшое деревянное здание в историческом центре города для проведения обрядов и молитв. В 1916 году местный купец 1-й гильдии Леонтий Семёнович (Лейба Шиманович) Скидельский (1845—1916) выступил инициатором строительства нового здания для настоящей синагоги на месте старого. Это был уважаемый житель города, меценат, один из крупнейших промышленников Южно-Уссурийского края, почетный гражданин Владивостока, который участвовал во многих городских проектах и помогал (в том числе и финансово) в их реализации. Новое сооружение, по замыслу Скидельского, должно было полностью соответствовать всем религиозным требованиям, правилам и традиции, а также свободно вмещать всех молящихся. Закладка первого камня здания состоялась 5 октября 1916 года, за три дня до смерти Леонтия Скидельского, который профинансировал основные расходы на строительство. Закончил дело отца его сын, который в 1917 году присутствовал на открытии построенной синагоги. В те времена обычно строительство здания велось как «личный особняк», а уже потом община получала «соизволение» использовать особняк как «молельню». Это была длительная и унизительная процедура. Но в 1917 году иудаизм как вероисповедание был легализован и новопостроенная синагога сразу перешла в собственность общины.

За прошедшие 100 лет произошло много исторических событий, которые напрямую повлияли на еврейскую общину Владивостока, на здание синагоги, на людей, которые жили тут. В 1932 году община была разогнана, синагога закрыта. Само здание было перепрофилировано через год под клуб для рабочих новосозданной Владивостокской кондитерской фабрики. В начале 1990-х, с началом развития «рыночных отношений» клуб перестал существовать и в старом, почти разрушенном, здании открыли кондитерский магазин этой же фабрики, а в подсобных помещениях разместили склад готовой продукции. За эти годы здание практически потеряло первоначальный облик, многочисленные перепланировки и пристройки сделали его неузнаваемым. Со временем, только западный и южный фасады сохранили свой примерный исторический вид.

vladivostok-62

Благодаря усилиям многих в конце 2004 году было объявлено, что старое полуразрушенное здание синагоги будет передано еврейской общине Владивостока, что и произошло в начале 2005 г. Для реализации планов по восстановлению синагоги община прошла длинный и непростой путь, было решено множество проблем, как организационных, так и финансовых. Осенью 2013 года в синагоге начались ремонтно-реставрационные работы, но проблема была в том, что не сохранилось достоверных документов и описаний, как выглядела синагога в начале, сто лет назад. К тому же, в 1960-х годах при строительстве нового здания фабрики уровень улицы приподнимали и первый этаж полностью ушел под землю. Собственно основная реставрация началась июне 2014 года.

18 декабря 2015 года — это день рождения старой-новой синагоги во Владивостоке. В процессе реставрации здание стало трехэтажным. На первом, цокольном этаже, расположена небольшая уютная столовая и миква (ритуальный бассейн с фильтром для дождевой воды). Второй этаж занимает просторный молельный зал. Третий этаж с мансардой относится к пристройке и там расположены административные помещения. Пристройку, оставшуюся от кондитерской фабрики, не имеющую отношения к памятнику, отстроили заново. Местные жители назвали синагогу «сладкой», так как кое-где в новопостроенном здании можно было почувствовать сладкий запах шоколада, доставшийся в наследство от кондитерской фабрики. Покосившийся фундамент синагоги был укреплен сваями. Решетки, которые находились на окнах столетие, были восстановлены вместе с Маген Давид, уничтоженными в советское время. Также отреставрировали чудом сохранившиеся с прошлого века декоративные рамы, найденные в замурованных окнах, и скрижали с заветами Моисея в стиле Ренессанса, обнаруженные под слоем многолетней штукатурки. Ирина (об этой удивительной женщине — чуть ниже) с особой гордостью показывала мне эти деревянные рамы, рассказывала про то, как они были найдены, про реставрацию и виды стекла, вставленного в окна. Удивительное чувство испытываешь, проводя рукой по старым рамам, открыв окно.

vladivostok-11

vladivostok-66Осмотреть синагогу у меня получилось не сразу. Был йом шени (понедельник), и до обеда в синагоге проходили занятия мальчиков. Поэтому Ирина, которая меня встретила в холле, попросила зайти попозже, через час. К сожалению, именно тогда в районе пропало электричество, поэтому пришлось фотографировать со вспышкой и Ирина сопровождала экскурсию по синагоге светом своего мобильного телефона и сильно переживала по этому поводу)).

Молельный зал на 80 мест (а также микву) проектировали израильские специалисты. Зал просторный, светлый, кафедра для Торы, книжные шкафы с кожаными ручками, балкон для женщин. Венецианская плитка оригинальным узором покрывает пол, стулья обшиты синим бельгийским бархатом. Витражи в окнах скрывают отражения. Библиотека, комнаты для занятий детей, отлично обставленные и большие. При синагоге существует детский центр, для женщин проходят различные мастер-классы, а «Золотой клуб» объединяет пожилых людей. Как сказала Ирина, в этом клубе есть ровесники синагоги. Также пожилые люди имеют возможность при встречах не только общаться, но и поиграть, например, в шахматы, чему я был непосредственным свидетелем, когда осматривал столовую. К слову, в самой столовой сохранен частичный первоначальный интерьер некоторых стен, где видна старая кирпичная кладка. Впрочем, все это можно увидеть на фотографиях. Здание с особой харизмой, уютное, теплое и красивое. Основным спонсором восстановления синагоги выступил банкир Владимир Коган, который является главой попечительского совета Владивостокской еврейской общины. По традиции, обновленная синагога стала называться «Бейт Сима» в честь Серафимы Коган, матери Владимира Когана, о чем свидетельствует медная табличка при входе.

vladivostok-65Перед тем, как осмотреть молельный зал, я подождал, пока закончит обряд одинокий молящийся мужчина средних лет. Уже потом познакомился с ним. Это был Борух Илизаров, председатель совета общины. Борух занятой человек, но уделил мне свое время, пообщался, оказалось, что у нас даже есть общие знакомые в еврейской общине  Санкт-Петербурга, где Борух жил раньше.

В очередной раз убеждаюсь, что самое главное в этом мире — это люди. В синагоге ко мне отнеслись с большим вниманием, ответили на все вопросы и потратили на меня уйму времени. Ирина оставила все свои организационные дела и целый час посвятила мне, проведя интересную экскурсию, демонстрируя старые фотографии и описания. Тяжело сразу понять и объять, какой был проделан титанический труд по восстановлению и реставрации синагоги, сравнивая развалины на фотографиях с тем, что видишь перед собой сейчас. И надо слышать, с какой гордостью и радостью в голосе Ирина рассказывала про синагогу, каким счастьем светилось ее лицо. Думаю, даже фотографии не смогут передать той атмосферы красоты, уюта и тепла, которая окутывает любого, кто входит в в это здание.

В заключение хотел бы выразить огромную благодарность Ирине и Боруху за их внимание, терпение и доброжелательность. Вы молодцы. Все у вас получится.

Автор — Владимир Цыткин


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *