Дети солнца / Yaldey Hashemesh / Children of the Sun (2007)


Дети солнца (2007)

Дети солнца (2007)

Страна: Израиль
Год: 2007
Жанр: документальный
Режиссер: Ран Таль

Фильм был снят в некоммерческих целях, и поначалу планировалось показывать его только на телевидении, так что продюсеры «Детей солнца» были неожиданно удивлены, после того как прошедшим летом фильм получил три премии на Иерусалимском международном кинофестивале: приз Волгина за лучший документальный фильм, приз за монтаж и приз от Форума по сохранению визуальных свидетельств, а интерес зрителей к нему возрос настолько, что лента уже выходит на широких экранах.
Фильм необычен как темой, так и способом подачи материала – редчайших архивных кинозаписей. «Дети солнца» — рассказ о первых «настоящих кибуцных детях», о тех, кто вырос в кибуцных детских яслях и детских садах, кто жил отдельно от родителей с недельного возраста, о тех, для кого слово «группа» было не пустым звуком, а заменой слова «семья». «Другой семьи и не было, – вспоминает один из участников фильма. — Группа была моим миром, воспитательница – любимым человеком. Родителей я звал Рахелька и Йоселе. Ни разу не назвал их мамой и папой. Группа была главным, а потом была работа. Не работать, болеть было стыдно. Работа была религией, группа – семьей».

Участники фильма, на воспоминаниях которых построена эта лента – глубоко человечная, аполитичная,– за кадром, точнее, за сотнями отреставрированных архивных кинолент, любительских и профессиональных, собранных в десятках кибуцев страны и в государственных архивах. Кадры эти комментируют немолодые уже люди — это первые «новые люди» на еврейской земле, участники великого кибуцного эксперимента по воспитанию нового человека. Фильм вызвал огромный интерес и у самих кибуцников.

Лента полностью смонтирована (и сделано это блестяще) из документальных архивных, зачастую рассыпавшихся пленок, найденных в давно никем не посещаемых кибуцных архивах. Монтаж, сделанный Роном Гольдманом (выходцем из кибуца Нахшоним) продолжался полтора года. В фильме нет ни одной игровой сцены, ни одного эпизода, поставленного специально для «Детей солнца».

Героев фильма не видно, а только слышно: три десятка человек, родственники и друзья родителей режиссера Рана Таля комментируют происходящее, поданное в черно-белой палитре. Их лица – теплые, улыбающиеся, довольные, — в цвете показаны только в последние минуты. Очень просто, и при этом захватывает, как историческая драма, а иначе как драмой эксперимент по воспитанию нового человека и не назовешь. Наверное, но только наверное, последнее слово все еще не сказано, эксперимент не удался. Общепринятые ценности, патриархальная семья и индивидуализм личности, задавили утопическую мечту, но постаревшие участники великого опыта явно по нему скучают и до сих пор не могут однозначно сформулировать отношение к нему и к своему детству.

Фильм «Дети солнца» надо смотреть даже ради того, чтобы понять, как мастерски он сделан, склеен из сотен интервью, иногда из отдельных фраз, иногда – коротких рассказов, из старых пленок. И ради того, чтобы узнать из уст свидетелей о великом эксперименте, «самом ярком явлении сионистского движения», как считает режиссер Ран Таль.

Фильм – интересен необычайно, и кинематографически и исторически: во время журналистского просмотра в Тель-Авиве герои этой ленты сидели рядом с нами в зале и тихо восклицали: «Смотрите, этот лопоухий парнишка в очках и с молотком – ведь это я, и мне тут всего пять лет». «А это я, снова сбегаю из детского сада к родителям». И добавляет: «Но родители не нарушали устава — ими же придуманных правил – дети возвращались в свои постели в «дом группы».

Первые кибуцы возникли в Израиле в начале прошлого века. Первые документальные кинозаписи были сделаны в начале 1930-х годов. В фильме использованы документальные кадры вплоть до 1970-х годов, записи детских песен, описания кибуцных праздников, уставы кибуцев и аудио-интервью – голоса повзрослевших первых «Детей солнца», тех, кто еще так недавно жил в ныне уже исчезнувшем мире совсем другой жизнью, столь отличной от городской буржуазности с ее тысячами условностей. «Мы были абсолютно свободны, — говорит один из героев фильма, — но только в пределах кибуца. За его забором лежал неизведанный мир, на который мы – юные, красивые, умеющие делать все, — смотрели свысока. Первейшими ценностями для нас были коллектив и работа».

Режиссер фильма Ран Таль родился и вырос в кибуце «Бейт ха–Шита» в Эмек Изреэль, в долине – матери кибуцев. «Когда мы приезжали в Тель-Авив на первомайские демонстрации и меня спрашивали, откуда я, то перед тем как ответить: «из долины», — я выдерживал торжественную паузу». Захватывающий фильм, захватывающий рассказ о столь недавнем прошлом, которое все-таки все еще в нас. Это прошлое не стало «ушедшим мифом сионизма», как любят шаблонно говорить те, кто не верит уже ни во что. Это прошлое здесь, рядом, и доказательство тому этот фильм – очень теплый и личный.

«Дети солнца» – так их называли молодые родители, видя в них свою надежду, пытаясь воспитать их в соответствии со своими идеалами. Звучит патетически, но им это удалось. Евреи-ашкеназы, эмигранты из стран Восточной Европы основали первые кибуцы в Палестине, воплотив на выжженной земле утопические идеи. И, пусть на короткое время, но им удалось построить мир справедливости и равенства, мир, в котором все не только жили одинаково, но и мечтали одинаково, а дети этого мира сейчас, через много десятков лет, относятся к нему с долей иронии, но с искренней любовью. «Мой отец, который не был ни казаком, ни бедуином, а был сутулым польским евреем, больше всего любил говорить мне, что нет ничего лучше, чем зрелище юноши на неоседланном коне».

«Дети солнца» выросли в старом чудесном мире, по которому скучают до сих пор. Они стали частью революционных замыслов своих родителей, но не продолжили их дело, но именно они – те «новые люди», вынесли из детства свое понимание семьи.




Мы в Facebook. Жмите:

Как скачать?


Вам может быть так же интересно:

5 ответов

  1. ekel_alfred:

    А где можно увидить если перевод на русский или нет?

    • Aleks Megen:

      Если перевода нет — я обязательно указываю это. Пишу и в заголовке и в тексте — например «английские субтитры».
      Без английского обычно ничего не выставляю.

  2. Fiona:

    замечательный фильм.
    спасибо!

  3. Мила:

    смотрела дважды,СПАСИБО!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получайте наши обновления в соц.сетях

Facebook:

ВКонтакте:


Если Вы уже получаете наши новости — ничего нажимать не нужно :)

X