Евреи и Великий Шелковый Путь
Средняя Азия – огромная территория, расположенная у подножья Памира и Тянь-Шаньских гор. По двум рекам – Амударье и Сырдарье – в чьих водах отражались когорты Александра Македонского, талая вода заснеженных вершин стекает в Аральское море. В древние времена главным произрастанием у людей, селившихся там, были хлопок и тутовые деревья, листьями которых питается шелковичный червь, вырабатывающий нить – основу шелка.
Из-за особой структуры гор Великий Шелковый Путь был проложен через оазисы Средней Азии с запада на восток: сквозь Маргиану (Мари), Бухару, Афорсиаб (ныне Самарканд), Ташкент, Коканд и Фергану. Эти города снабжали караваны всем необходимым для дальнейшего странствия: промышленным сырьем, свежими продуктами, верблюдами и боевыми конями для охраны. Местное население специализировалось, помимо снабженческо-торговой деятельности, так же на окраске хлопковых тканей и шелка и, естественно, на пошиве одежды из них. Таким образом, Средняя Азия стала центром и наиболее важной частью Великого Шелкового Пути.
Начиная с IV века н. э. эти города-оазисы активно заселялись евреями, в первую очередь, еще переселенцами из Иудеи во времена Вавилонского пленения. В более позднюю римскую эпоху евреи предпочитали селиться в засушливых и тогда еще малопригодных для жизни районах Средней Азии по целому ряду причин, важнейшими из которых были три:
— интересы международной торговли, которую вели евреи, соединяющей Запад с Востоком, от Испании до Китая;
— окраска и производство текстиля было не только чрезвычайно выгодным, но и, пожалуй, единственным занятием азиатских евреев, не знавших в этом себе равных;
— основным «международным» языком того региона, на стыке Византии и Персии, был арамейский, что необычайно облегчало жизнь тамошних евреев. Такое «лингвистическое благоприятствование» не изменилось и после того, как арабы завоевали все эти земли, так как арабский язык был очень близок ивриту и даже арамейскому диалекту.
Евреи в тот период занимались главным образом производством и крашением шелка, изделий из дорогого цветного стекла и, кроме того, часто служили караванщиками.
Первые несколько столетий после арабского завоевания Средней Азии, еврейские купцы обслуживали мусульманские провинции из центра в Багдаде (современный Ирак), откуда шло централизованное управление всеми регионами. От них не отставали персидские евреи, тоже занимавшиеся в основном ткачеством и окраской хлопковых или шелковых тканей.
В современной исторической науке сложилось мнение, что евреи расселились по всему протяжению Великого Шелкового Пути, как уже было сказано выше, не позднее IV века н. э. Императоры китайской династии Тан (641 – 906 г.г.) терпимо относились к чужим религиям и поощряли намерения евреев селиться в их стране. Из китайского источника IX века следует, что еврейские торговцы говорили на многих языках: на латыни, арабском, персидском, старофранцузском, испанском и протославянском диалекте (естественно, и на арамейском). В ту пору на китайских монетах с одной стороны были отчеканены иероглифы, а с другой – ивритские (реже арабские) буквы для облегчения торговых отношений с соседями через посредничество евреев.
Примерно в то же время, часть племен Северной Монголии переселилась в Среднюю Азию. Их исламизированные потомки – узбеки – владеют этой землей до настоящего времени. Мусульмане Бухары, основавшие свой эмират только в XVI веке (оставаясь до этого верными багдадским халифам), позволили евреям свободно жить среди них, и открыто исповедовать свою религию. Основным занятие бухарских евреев, большая община которых есть сегодня в Израиле, оставалось то же, что и раньше: ткачество и окраска хлопковых или шелковых тканей.
Важность поселений вдоль Великого Шелкового Пути для народов раннего средневековья, в том числе и для евреев, определялось возможностью разводить породы боевых лошадей и выгодно продавать их владыкам Азии и Африки. Современные киргизские археологи обнаружили наскальные изображения коней в городе Арабат около Оша. Гора, у подножья которой расположен город, называется горой Сулеймана (Соломона). В XVII веке жители Оша построили величественный мавзолей Асафу Ибн-Беркии, еврею-левиту, самому богатому коневоду и торговцу лошадьми в тех краях.
Совершенно очевидно, что без вклада, внесенного азиатскими народами и жившими там евреями, без Великого Шелкового Пути, экономика, культура и политическое положение всей Средней Азии сложились бы совсем иначе.