Еврейская музыка. Часть девятая

Музыкальная культура Эрец–Исраэль в новое время и Государства Израиль.

Репатриация евреев в Эрец-Исраэль в новое время привела в страну сотни евреев, привезших с собой песни стран исхода. Однако, очевидно, что новая страна, обстановка, климат, соседи и вообще всё, что называется, новой действительностью требовала новых песен и стихов, часто сочинявшиеся на мелодии, хорошо известные репатриантам.

В годы Первой алии (1882-1903 гг.) были особенно популярны «идеологически правильные», нужные на тот момент песни «Хушу, ахим, хушу»… («Спешите, братья, спешите…») на мотив русской плясовой и «Ха-Тиква» («Надежда») на мелодию румынской народной песни (впоследствии стала гимном Государства Израиль). В годы Вторйо алии появляются первые оригинальные композиторские песни, в их числе популярнейшие «Мишмар ха-Ярден» («Страж Иордана») А. Ц. Идельсона на слова Н. Х. Имбера и «Ал сефат-Киннерет» («На берегу Киннерета») Х. Карчевского на слова Я. Фихмана.

Тогда же закладывается фундамент новой национальной музыкальной культуры. У ее истоков стоял А. Ц. Идельсон — музыковед, этнолог, композитор, энергичный организатор, чья разносторонняя деятельность оставила глубочайший след в истории культуры нашей страны. В 1910 г. он основал в Иерусалиме Институт еврейской музыки, а в 1919 г. —  еврейскую музыкальную школу. Двумя годами раньше возникли первые народные хоры в Эйн-Хароде, Тель-Авиве, Петах-Тикве и Ришон-ле-Ционе, были созданы «Консерватория Шуламит» (1910 г.) и «Бет-левиим» (1914 г.) в Тель-Авиве.

В 1920-е гг. (Третья и Четвертая алия) в музыкальной жизни евреев-репатрантов наступил новый этап. В 1922 г. в Иерусалиме была исполнена опера упомянутого выше Идельсона «Ифтах» («Да будет открыт»), через год возникла первая оперная труппа в Тель-Авиве (под руководством Мордехая Голинкина). За четыре года были поставлены двадцать опер классического репертуара, в том числе: «Маккавеи» Антона Рубинштейна, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса и «Царица Савская» К. Гольдмарка. Среди деятелей музыкальной культуры того времени особо выделяются пианист и музыкально-общественный деятель, выходец из России Давид Шор, пианисты Франк Пелег и Арье Закс, дирижер Джордж Зингер. С 1927 г. делались попытки создания профессиональных камерных и симфонических оркестров.

В 1930-х гг. приток евреев из Германии, Австрии, Чехословакии (среди них было много профессиональных музыкантов и учителей музыки) оживил культурную жизнь страны. Появились песни композиторов Иммануэля Амирана, М. Зе‘иры, Н. Нарди, И. Замира и др. В эти годы был выпущен кинофильм «К новой жизни» с обретшими большую популярность песнями Даниэля Самбурского на слова Альтермана. Песенный стиль выходцев из восточных общин получил яркое воплощение в концертной деятельности талантливой певицы йеменского происхождения Брахи Цфиры. В то же время ведутся поиски нового, общенационального песенного стиля (этот процесс не завершен и поныне). Создаются и распространяются, — особенно среди детей и молодежи, — «календарные» песни, связанные с религиозными и национальными праздниками.

В середине 1930-х годов Ф. Сапир вместе с Ш. Каханой из Иерусалима и Х. Гинзбургом из Хайфы стали первыми в Эрец-Исраэль нового времени организаторами концертов лучших музыкантов мира. По их приглашению состоялись гастроли Я. Хейфеца, А. Рубинштейна, Б. Губермана, Й. Розенблата и многих других. Имелась также письменная договоренность (включая выплату аванса) о гастролях Ф. Шаляпина, но тот вынужден был отказался по причине обострения смертельной болезни. К тому времени в Тель-Авиве существовал «Палестинский симфонический оркестр», в котором играли вместе евреи и англичане, дававший самостоятельные концерты. В 1933 г. исключительно из евреев был создан камерный оркестр «Палестинское филармоническое общество» (директор – Ф. Сапир, музыкальный руководитель И. Вайсгербер, дирижер В. Фридлендер). Через два года после массовых дискриминационных увольнений евреев-музыкантов из ведущих европейских (в основном немецких) оркестров, к осени 1936 г. собрался «Симфонический оркестр Эрец-Исраэль» (ныне – «Израильский филармонический оркестр»), первые концерты которого состоялись в декабре 1936 г. и стали важнейшим событием в музыкальной жизни палестинских евреев. Израильский филармонический оркестр и сейчас выступает с лучшими дирижерами и солистами, участвует в праздновании всех важнейших событий страны. В ночь с 14 на 15 мая 1948 г. этот оркестр исполнил гимн «Ха-Тиква» на торжественной церемонии провозглашения Государства Израиль.

В 1936 г. начались передачи на иврите радиостанции «Коль Иерушалаим» (с 1948 г. — «Коль Исраэль») и в том же году при студии возник струнный квартет. Первым его руководителем стал К. Саломон, а первым концертом оркестра дирижировал в 1937 г. М. Таубе. В годы Войны за Независимость оркестр регулярно давал концерты с прямой трансляцией на радио. В 1963-1972 гг. главным дирижером оркестра стал репатриант из Румынии, дирижер европейского класса М. Родан, расширивший репертуар оркестра и пополнивший его состав новыми репатриантами. Ныне оркестр возглавляет американский дирижер и музыковед Л. Ботштейн.

Создание Государства Израиль в 1948 г. явилось историческим рубежом также для еврейской музыки, что сказалось на всех сферах музыкальной жизни страны. Вместе с тем перед музыкантами встали сложные задачи выработки общенационального музыкального стиля. Стремясь создать новую музыку, композиторы допускали смешение разнородных элементов: европейских и арабских, ашкеназских и сефардских, не достигая ни стилистической убедительности, ни просто внятно звучащего произведения. С годами, однако, стало ясно, что зарождается своеобразная композиторская школа и музыкальный стиль, которые можно назвать израильскими.

Классиком израильской музыки по праву считается И. Стучевский, активно участвовавший в различных областях музыкальной деятельности как исполнитель-виолончелист, лектор, композитор и музыкальный писатель. Композитор П. Бен-Хаим в своих произведениях заложил основы нового музыкального стиля, условно названного восточно-средиземноморским. М. Лаври стал автором первой оперы на современный израильский сюжет «Дан ха-Шомер» («Стражник Дан», 1945 г.), он же сочинил одно из первых в Эрец-Исраэль программно-симфонических произведений – поэму «Эмек» («Долина», 1937 г.). И. Каминьский и И. Эдель претворяли в своих произведениях музыкальным языком XX в. традиции польского еврейства. Большой вклад в развитие израильской музыки внес альтист, композитор и педагог Э. Партош, а так же М. Авидом (автор девяти симфоний и оперы «Александра» 1959 г.), Ш. Яфе, И. Вальбе, А. Даус, А. Гельбрун и др.

Наиболее популярные в Израиле композиторы, сочиняющие по преимуществу песни: С. Аргов, М. Виленский и Н. Шемер (автор известнейшей песни «Золотой Иерусалим», ставшей одним из музыкальных символов Израиля).

Концертная жизнь современного Израиля весьма интенсивна и разнообразна. Регулярные концерты дают Хайфский симфонический оркестр (основан в 1950 г. Ц. Розенбергом и Ф. Пелегом), хор «Риннат» (основан в 1955 г.), Израильский камерный оркестр (основан в 1965 г.), «Израильская симфониетта» Беер-Шевы (основана в 1973 г.), Симфонический оркестр Ришон-ле-Циона, «Израильская камерата», «Симфонет» Ра‘ананы (основан в 1992 г.), камерный оркестр Хадеры «Классика» и «Сценический камерный оркестр» (основан в Бет-Шемеше). Со многими из них выступали всемирно известные солисты, и сами оркестры с успехом гастролировали за рубежом.

Развивается в Израиле и синагогальная музыка. Самые известные из израильских хаззанов – выходец из Ирана Нисан Кохен-Меламмед, талантливый певец и композитор Биньямин Унгер, Нафтали Херштик, Мордехай Вердигер, Иехошуа Лернер, Ицхак Эшел, Залман Поляк, Моше Штерн, Аврахам Прессман (его я знаю лично). Своеобразное сочетание хасидского пения с традициями американского фольклора в современной обработке отразилось в творчестве популярного исполнителя собственных песен, композитора, певца и гитариста раввина Шломо Карлебаха, с большим успехом гастролировавшего во многих странах мира, в том числе и в СССР (1989 г.).

В 1970–90-е гг. из Советского Союза прибыло много музыкантов, которые оказали значительное влияние на жизнь и музыкальную культуру Израиля. Среди них: дирижеры Р. Баршай, Ю. Аранович, З. Мазин, Ш. Фридман, композитор и музыковед И. Дорфман, композиторы А. Маневич, М. Копытман (единственный из израильских композиторов, получивший премию Кусевицкого), Л. Коган, В. Ганелин; скрипачи Г. Ешанов, А. Зиссерман, Д. Шварцберг, лауреаты Международного конкурса в Париже Лидия Мордкович и Моти Шмит и многие-многие другие музыковеды, преподаватели, пианисты, скрипачи, трубачи, исполнители на духовых и ударных инстркументах.

Как известно, с 1989 г. (с начала большой алии из СССР–СНГ) в Израиль приехало огромное количество музыкантов, принципиально изменившее уровень сольного и оркестрового исполнительства и профессионального и любительского преподавания музыки в Израиле. Все существовавшие оркестры обогатились опытными и классными музыкантами, было открыто несколько новых оркестров и организовано несколько камерных ансамблей (в том числе «Скрипки Давида», «Ир шалем», «Милениум», «Музыка этерна»), практически полностью составленных из новых репатриантов из СНГ.

Среди музыкантов, репатриировавшихся в Израиль из бывшего СССР с 1989 г., выделяются: дирижеры С. Ханукаев, дирижер и пианист В. Папян, пианисты И. Беркович, В. Монастырский, С. Кручин, скрипачи Г. Глушкина, Г. Гуревич, Л. Гандман, альтисты Ю. Гандельсман, М. Кугель, А. Тумаринсон, виолончелисты О. Столпнер, Б. Михановский, М. Хомицер, лауреат конкурса имени Чайковского Д. Цирин, и, опять-таки многие другие.

Одаренные дети в Израиле получают музыкальное образование в детских музыкальных школах, первой из которых них была «Консерватория Шуламит». Учителем этой консерватории по классу скрипки был М.-Д. Хопенко, петербуржец, ученик самого Л. Ауэра (!). По приглашению Хопенко в страну приехали М. Гнесин, И. Энгель и другие видные музыканты. Сеть консерваторий в городах, киббуцах и мошавах начала расширяться в 1970-е гг., и особенно расширилась в 1990-е гг., с приездом в страну большого числа учителей из Советского Союза. Среди консерваторий выделяются иерусалимские «Консерваторион» и «Садна», Беер-Шевская и Ашдодская консерватории. В 1955 г. создан фонд Шарет для предоставления стипендий юным талантливым музыкантам.

На протяжении практически всей истории Израиля, как страны проводится огромное количество разовых концертов и концертных циклов, тематических концертов-лекций, клубных музыкальных мероприятий, для чего используются не только большие концертные и театральные залы, но также практически любые помещения. В 1930–40-е гг. был отмечен большой размах музыкального просветительства в киббуцах. В 50-е годы интерес к классической музыке упал, зато вырос интерес к песням и эстрадной музыке. С 1970-х гг. вновь наблюдается резкий рост интереса к музыке.

Видную роль в музыкальной жизни страны стал играть иерусалимский музыкальный центр «Тарг», организованный в доме пианиста А. Тамира, не только функционирующий как концертный зал, но ставший одной из точек притяжения любителей музыки со всего Израиля. В 1990-е гг. был организован ряд музыкально-просветительских организаций, в том числе «Иерусалимский музыкальный клуб» (руководитель В. Мак), «Филармония Петах-Тиквы» (руководитель Э. Пасик), «Вечера в Нетании» (руководитель Л. Спивак).

Большую роль в музыкально-просветительской работе играет журналистика. В израильской прессе и на радио подробно анонсируются и рецензируются все музыкальные события, причем в русскоязычных СМИ удельный вес материалов о музыке.

конец


Как скачать?

2 комментария

  1. Shumshu:

    «У ее истоков стоял А. Ц. Идельсон…» Сравнительно недавно обнаружил, что мой дед родился в том же месте — Викшняй, Ковенской губ. — и в то же время, что и Идельсон. А и фамилии у них различаются на 1 букву. Чудеса!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *