Еврейская народная инструментальная музыка. Предисловие (Береговский М.Я.)
Свыше 80 лет прошло с того времени, когда было начато более или менее систематическое собирание и изучение еврейского словесного и музыкального фольклора. Целый ряд жанров еврейского народного музыкального творчества — рабочие и революционные песни периода революции 1905 года, песни о рекрутчине, любовные и бытовые песни и др. — теперь уже довольно полно представлен в различных изданных сборниках, а еще более значительное их количество сосредоточено в архивах различных научно-исследовательских фольклорных учреждений и ждет своего опубликования.
Есть, однако, некоторые области еврейского фольклора, до последнего времени не привлекавшие должного внимания фольклористов; одной из них является еврейская народная инструментальная клезмерская музыка.
О самих клезмерах, издавна являвшихся творцами и носителями народной инструментальной музыки в еврейском быту, мы знаем очень немного, нам неизвестно, как эти народные художники формировались, учились играть, создавали свой обширный репертуар, что и как они исполняли и т. д. Мы мало знаем не только о рядовых, но и о высокоодаренных, выдающихся народных мастерах, в немалом количестве выделившихся из клезмерскон среды (кроме профессионалов-клезмеров в еврейском быту в прошлом было очень много музыкантов-любителей, люден, которые не удовлетворялись только слушанием музыки, а стремились также овладеть каким-либо инструментом, чаще всего скрипкой; подобным музыкантам мы также посвятили небольшой раздел настоящего издания).
Между тем даже беглое знакомство с деятельностью клезмеров, с их музыкой и художественным бытом убеждает нас в том» что эта область еврейского фольклора заслуживает самого серьезного отношения и тщательного изучения. Фольклорист-музыковед и историк музыки найдут здесь много интересного. Клезмерская музыка является также ценным материалом и для композиторов, желающих изучить народное инструментальное искусство и сделать его источником своего творчества. До сего времени лишь единичные образцы еврейской народной инструментальной музыки обработаны отдельными композиторами для разных инструментов или взяты в качестве тем для музыкальных произведений *
До нас дошли кое-какие материалы, относящиеся к клезмерам и клезмерскмм капеллам в старину в странах Западной Европы. Они бросают некоторый свет, главным образом, на быт, материальное и социальное положение клезмеров; из этих источников мы узнаем также о составе капелл и об инструментах, на которых играли еврейские музыканты. Но мы пока ничего не знаем о репертуаре клезмеров прошлых веков — до нас не дошло ни одной записи еврейских инструментальных произведений.
Историю еврейской музыки последних (XVIII—XIX) столетий можно будет воссоздать главным образом по произведениям музыкального народного искусства. Хотя клезмерские сочинения, собранные нами, относятся преимущественно ко второй половине XIX столетия, однако нет сомнении в том, что среди них сохранилось немало образцов, а в них — различных элементов музыкального стиля, унаследованных от предыдущих столетий, и предлагаемый сборник будет одним из основных источников при попытке установить исторические пути развития еврейской народной музыки в прошлом.
Само собой разумеется, что по музыкальным материалам, собранным только на Украине, трудно будет восстановить исторический путь развития еврейской народной музыки в странах Западной и Восточной Европы. Но, с другой стороны, можно предположить, что на Украине, как и в Белоруссии, где евреи поселились позже, чем в странах Западной Европы, многое из клезмерской музыки прошлых веков могло сохраниться лучше.
Из сотен музыкальных произведений, созданных еврейскими клезмерам и и исполнявшихся в еврейском быту в течение многих столетий, до сего времени опубликованы лишь единичные образцы.
Начиная с 1927 года я собираю всевозможные произведения, исполнявшиеся клезмерами в еврейском быту: еврейские народные танцы, различные сведения о клезмерах и клезмерской музыке, документы, иконографические материалы и т.п.
В 1937 году была издана моя брошюра о еврейской инструментальной музыке, содержавшая программу, которой следует руководствоваться при собирании сведений об интересующей нас области фольклора. Эту брошюру мы разослали нашим корреспондентам — многочисленным фольклористам-любителям на местах и многим клезмерам, от которых получили интересный музыкальный материал, а также немало сведений об отдельных музыкантах и оркестрах,
К 1938 году фольклорная секция Кабинета по изучению еврейской литературы, языка н фольклора Академии наук УССР (Киев) имела в своем архиве свыше 700 произведений клезмерского репертуара, записанных преимущественно от клезмеров Украины.
Настоящая работа, третий том нашего собрания «Еврейский музыкальный фольклор», представляет собою первый опыт публикации избранных образцов еврейской инструментальной народной музыки, и поэтому, разумеется, не может быть исчерпывающей. Однако, думается, что отобранные для нее материалы дают достаточно полное представление о репертуаре еврейских клезмеров Украины, начиная со второй половины XIX столетия, и в какой-то степени типичны и для клезмерской музыки Белоруссии.
Во Введении, в котором использованы сведения как полученные мною от разных лиц, так и почерпнутые из различных доступных мне литературных источников, я стремился дать краткую характеристику еврейской народной инструментальной музыки, отметить ее структурные и ладовые особенности, обрисовать образ клезмера XIX столетия, отметить типичные приемы клезмерского исполнительства и др.
258 произведении, вошедших в настоящее издание, отобраны из 700 записей, хранившихся в архиве нашей фольклорной секции. При отборе я стремился показать, по возможности, все жанры еврейской народной инструментальной музыки во всем их разнообразии.
Из 258 номеров 74 — расшифровки фонограмм, выполненные мною и научным сотрудником фольклорной секции С. М. Шнайдер, 14 номеров записано мною непосредственно от исполнителей, остальные отобраны из находившихся в архиве секции слуховых записей клезмеров А. Е. Маконовецкого, Г. Баркагана, Г. Гершфельда и др. Три номера записал для нас заслуженный деятель искусств, профессор Киевской консерватории Я. С. Магазинер, 21 номер взят нами из рукописных нот скрипача-любителя Б, Сахновского (из местечка Макарова на Киевщине), 20 номеров взяты из клезмерских пьес анонимных авторов, переданных нашей секции разными людьми. Выражаем им признательность за оказанную нам помощь.
М. Береговский
Могу ли я купить книгу»Еврейская народная инструментальная музыка» Автор Береговский М Я..В ней упоминается клейзмер Маконовецкий А.Е.—дед моего мужа.? Хочу подарить моим внукам.