Еврейская община Алжира
Согласно общепринятой в научной среде версии, евреи начали селиться на территории, некогда населенной нумидийскими (берберскими) племенами, с первой четверти II в. до н.э., когда греко-египетский царь Птолемей Сотер овладел Иерусалимом и переселил несколько десятков тысяч иудеев в Африку.
На некоторое время алжирских (как позже стала называться эта земля) евреев оставили в покое; более того, часть из них была завербована на военную службу с предоставлением тех же прав, что и македонянам. Римляне, покорившие Египет в 30 г. до н.э., тоже их не трогали, лишь после разрушения Иерусалима еврейское население Алжира заметно увеличилось за счет беженцев. Существует подтвержденное многими авторитетными источниками мнение о том, что в этот период иудаизм широко распространился среди берберских племен.
В VII в. территория Алжира была захвачена арабами. Сломив более чем серьезное сопротивление со стороны иудейско-берберского племени джарауа и обратив в ислам покоренных, арабы двинулись дальше на запад. Следовавшие за ними евреи, оставшись или, — что чаще, — вернувшись к иудаизму, основывали небольшие общины в разных городах страны. Мало-мальски окрепнув на новых местах, те принимались налаживать связи друг с другом, по натболее важным религиозным вопросам сносясь даже с гаонами Вавилонии и Эрец-Исраэль (!)
Об эпохе правлении династии Альмохадов в Алжире (XII-XIII вв.) имеется очень мало сведений, однако, показателен факт, что число евреев в Алжире значительно уменьшилось, а это, согласимся, само собой не происходит. Насколько можно судить, еврейские купцы в Алжире торговали чем попадется, но самый большой барыш, конечно, давали меняльные операции и работорговля. Источником и того и другого были, как не сложно догадаться, берберские пираты, с которыми евреи наладили те же взаимовыгодные и более чем дружеские отношения, как и их соплеменники в Марокко.
Многие евреи, бежавшие из Испании после гонений конца XIV в., поселились в Алжире, где встретили радушный прием со стороны властей, понимавших, какую прибыль могут принести беженцы из Европы. Однако с местными евреями отношения не сложились: вначале дружеские, впоследствии они резко обострились, дойдя до взаимного игнорирования и чуть ли не поножовщины. Тем не менее, прибывшие сефардские евреи, отличавшиеся ученостью и религиозностью, обновили местную еврейскую культуру и укрепили общину Алжира. Скоро до того заштатная страна стала интеллектуальным центром региона, где жили выдающиеся раввины-талмудисты: Ицхак бар Шешет (РИБАШ) и Шимон бен Цемах (РАШБАЦ).
Вероятно, наслышанная о ссорах с местными евреями, — бывшими слишком дикими, неотесанными и невоспитанными по сравнению с сефардами, — весьма незначительная часть евреев, изгнанных из Испании в печально знаменитом 1492 г., прибыла в Алжир. Одновременно, в отместку за успехи испанского оружия на Пиренеях, мусульмане Алжира устроили ряд антиеврейских погромов. Процветавшие до тех пор общины в Тлемсене и в оазисе Туат, были разорены. И, словно этого было мало, наводящие в средиземноморье порядок испанцы-охотники за пиратами, захватившие Оран (1509 г.) и, годом позже, Бужи, продали евреев в рабство и разграбили их имущество.
В начале XVI в. Алжир был включен в состав Османской империи, что весьма благотворно отразилось на местных евреях, — они начали пользоваться полной свободой вероисповедания и внутренним самоуправлением. Во главе каждой общины стоял старшина, назначаемый властями. Существовал также раввинский суд, однако уголовно-процессуальные дела не входили в его компетенцию. С другой стороны, евреям приходилось платить очень высокие налоги и двойные таможенные пошлины.
Новый век ознаменовался переселением в Африку итальянских евреев. Вскоре они заняли ведущие места в экономике и общественной жизни Алжира, некоторые стали банкирами османских наместников или дипломатами, через которых турки поддерживали отношения с европейскими государствами, постоянно осложнявшиеся из-за узаконенного морского разбоя берберов. Многие евреи Алжира в этот период стали также придворными врачами и советниками, однако высокое положение никоим образом не защищало от насилий со стороны янычар. Например, в 1805 г. убийство итальянскими шпионами Нафтали Буснаха, главного помощника наместника, послужило сигналом к погрому в городе Алжир (погибло до 500 евреев).
Французское правительство задолжало значительные суммы еврейским купцам из Алжира, исправно поставлявшим зерно на континент с конца XVIII века. Алжирский наместник потребовал, чтобы правительство Франции немедленно погасила задолженность. В былые времена, опасаясь нашествия на свои южные порты армады озверевших пиратов, европейцам пришлось бы пойти на уступки, но на этот раз французы не только отказались платить, но и захватили Алжир (1830 г.), видимо, чтобы одним махом устранить любые притязания берберов.
После завоевания Алжира, еврейские общины утратили самоуправление, вместо которого получили юридический кодекс страны-победительницы. С другой стороны, наиболее богатые, — а значит, влиятельные, — евреи вошли в состав муниципальных советов и торговых палат новой французской колонии. В 1858 г. в каждой провинции был назначен еврейский генеральный советник, а в столице и нескольких крупных городах были созданы смешанные органы правления на местах по французскому образцу. В этот период значительно усилилась культурная ассимиляция евреев, и одновременно предпринимались попытки противостоять ей: во многих городах были созданы еврейские издательства и начальные религиозные школы. Некоторые влиятельные представители еврейской интеллигенции усвоили французскую культуру, в то же время сохранив свою веру и традиции.
В 1864 г. евреи Алжира подали во французский сенат петицию с просьбой предоставить им гражданство. Через год они получили право приобрести французское гражданство в индивидуальном порядке. Это не удовлетворило однако ни ту, ни другую сторону, поэтому декрет Кремье (24 октября 1870 г.) объявил французскими гражданами всех евреев Алжира, кроме южан (их правовое положение осталось неопределенным).
Уравнивание в правах около 35 тысяч евреев вызвала волну ярого антисемитизма, как со стороны берберов-мусульман, так и со стороны французских националистов. Огромную роль в разжигании антиеврейских настроений сыграла газета «Пети Алжерьян» («Молодые алжирцы»), основанная в 1882 г. под руководством крещеного еврея Байля. Французские антисемиты в Алжире утверждали, что евреи являются вредной и опасной нацией, требовали, чтобы французский парламент отменил декрет Кремье.
В 1882 г. в Оране была основана «Арабская антисемитская лига», обвинявшая евреев в ведении «хищнической, противной самому духу ислама нечестной торговли» и призывавшая к бойкоту еврейских магазинов и предприятий. Антисемиты вели разнузданную кампанию против участия евреев в выборах в местные и центральные органы власти: «Избиратели, берегитесь! Нам грозит великое зло. У нас скоро будет еврейский муниципалитет, еврейский префект, еврейский генерал-губернатор, еврейский командир корпуса. Долой засилье евреев в нашей, обожаемой Аллахом стране!».
В стране прошла серия погромов, причем в некоторых принимали участие французские солдаты. Особенно сильные погромы произошли в 1897-1898 гг.: толпы французов и арабов громили еврейские магазины, синагоги, дома, оставляя после себя множество убитых и раненых. Лидер местных антисемитов мэр города Алжир М. Режи призывал «полить дерево свободы кровью евреев».
Дело Дрейфуса во Франции еще более усилило местный антисемитизм. Среди французской знати в Алжире большим влиянием пользовалась антисемитская партия: на парламентских выборах в мае 1898 г. из шести депутатов от Алжира было избрано четыре антисемита, в том числе глава франкоязычных антисемитов Э. Дрюмон. Однако оправдание Дрейфуса привело к резкому падению популярности антисемитов как во Франции, так и в Алжире, — на парламентских выборах 1902 г. от Алжира не было избрано ни одного антисемитского депутата.
После поражения Франции в войне с немецкими фашистами (1940 г.) декрет Кремье был отменен. Еврейское население Алжира, насчитывавшее тогда немногим более 115 тысяч человек, подверглось гонениям. В ответ многие евреи вступили в движение «Сопротивления». После высадки союзников в 1942 г. власть в Алжире захватили бывшие вишисты, порвавшие с режимом Петена. Они ограничили права евреев и даже организовали лагеря заключения (но все же не уничтожения!). Протесты еврейских международных и алжирских организаций, а также Французского комитета национального освобождения во главе с генералом де Голлем были проигнорированы. К ноябрю 1943 г. власть в Алжире перешла к Французскому комитету национального освобождения, а за месяца полтора до этого, после личного вмешательства президента США Т. Рузвельта, декрет Кремье снова вступил в силу. В 1947 г. было провозглашено равноправие всех жителей Алжира вне зависимости от национальности или вероисповедания.
По окончании войны в Алжире был основан ряд еврейских сионистских организаций, главной из которых являлась «Федерация еврейских общин Алжира», в которую до 1961 г. входило 60 общин. Многие евреи активно поддерживали борьбу алжирских националистов против Франции, страны своих недавних мучителей. Однако вскоре алжирский «Фронт национального освобождения» (ФНО) занял антиеврейскую (скорее, антисионистскую) позицию. В феврале 1958 г. боевиками ФНО были убиты два эмиссара Еврейского агентства, а через два года были осквернены синагога в городе Алжир и еврейское кладбище в Оране. В период между 1961 и 1963 гг. многие евреи стали жертвами как террора ФНО, так и контртеррора ОАС («Секретной вооруженной организации»), выступавшей против предоставления независимости Алжиру. К концу июля 1962 г. семьдесят тысяч евреев Алжира переехали во Францию, и пять тысяч переселились в Израиль.
После предоставления независимости Алжиру глава государства Бен Белла искренне пытался нормализовать отношения с евреями. Но после прихода к власти Х. Бумедьена в 1965 г. положение евреев ухудшилось. Они были обложены тяжелыми налогами и лишены защиты закона. Начался экономический бойкот еврейских предприятий и магазинов. Евреи предавались суду по обвинению в сионизме или в экономических преступлениях. В июне 1967 г. были осквернены синагоги в разных городах Алжира, после чего все синагоги, за исключением одной, были превращены в мечети, а еврейские кладбища были разрушены.
В 1973 г. в Алжире оставалось приблизительно тысяча евреев. В 1982 г. еврейское население страны сократилось до 300 человек, в 1998 г. здесь оставалось около 80 евреев, в подавляющем большинстве людей более чем преклонного возраста. В Израиль со времени образования государства репатриировалось около 25,7 тысяч алжирских евреев.
5 июня 1967 г. Алжир объявил войну Израилю и, хотя непосредственно в боевых действиях не принял участия, щедро предоставил военную помощь Египту. Когда же египтяне согласились на прекращение огня, толпы алжирцев устроили демонстрацию протеста против этого решения, а Бумедьен потребовал от СССР более твердой антиизраильской политики. В 1968 г. члены террористической организации «Народный фронт освобождения Палестины» похитили самолет израильской гражданской авиакомпании Эль-Аль и угнали его в Алжир. Команда самолета и все пассажиры – граждане Израиля были освобождены только в обмен на заключенных в Израиле террористов. Алжир долгое время был одним из наиболее враждебных Израилю арабских государств, оказывающих безоговорочную поддержку палестинским террористам.
С середины 1990 г. правительство Алжира, ведущее напряженную борьбу с исламскими радикалами, прекратило поддержку палестинских группировок. В июле 1999 г. во время короткой встречи в столице Марокко Рабате премьер-министра Израиля Эхуда Барака с президентом Алжира А. Бургибой последний заявил, что он надеется на заключение скорейшего мира на Ближнем Востоке, но своего согласия на установление дипломатических отношений между обоими странами не дал, правда, в самой мягкой, почти что извиняющейся форме…
Walrus, как всегда просто супер!
Не успеваю даже всего прочитать, все ваши сокровищницы знаний.
Спасибо, большое спасибо, дорогая lulik :!: