Еврейская община Эфиопии

Общее вступление к циклу статей

Дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию цикл кратких (насколько это возможно) статей, посвященных истории возникновения и существования еврейских общин в разных странах и на разных континентах нашей планеты.

Как очевидно, статьи будут охватывать периоды античной и, по преимуществу, средневековой истории нашего и сопредельных ему народов, конкретно для каждого региона. Зачастую отношения между аборигенами и евреями складывались непростые, и, почти всегда, не в пользу последних. Тому было множество причин, — любой антисемит вам назовет сходу десяток! — как личностного, так и общественно-политического, социально-экономического плана. Однако, какими бы ни были причны, дело обычно заканчивалось либо изгнанием, либо уничтожением общины. Последнее было не слишком часто (слава Богу!), но и не редко.

Но смерти вопреки, назло врагу, песнь моего народа не оставалась недопетой. Как прорастает, ломая камень, маленькая, зеленая травинка сквозь асфальт, так и евреи возрождались снова и снова, обживали новые места или восстанавливали  старые пепелища, продолжая жить в веках, что бы ни делали с нами гитлеры всех мастей и цветов кожи. Так было, так есть, и так, — с Божьей помощью, — будет!

Являясь профессиональным историком, я постараюсь, как смогу подробно и интересно, описать еврейские общины, — эти искорки божественного присутствия на земле. То тут, то там они вспыхивали и разгорались среди вековечной ночи изгнания. Вспыхивали, несмотря ни на что. Несмотря на невыносимый гнет, несмотря на то, что их затаптывали сапогами, несмотря на то, что все на свете были против них… Но сам Бог ограждает ладонями эти искры, и они светятся звездами. Шестиконечными звездами.

Согласно эфиопскому христианскому преданию, царица Милитта навестила царя Соломона и подарила иудею свои сокровища, не скрыв самого главного. Поэтому она вернулась в родную Савву (нынешнюю Эфиопию), беременной. В положенный срок родился сын, ставший царем Менеликом, родоначальником царской, — позже, императорской, — династии, прервавшейся только после революции 1974 года.

Когда Менелик подрос, он отправился навестить своего отца в Иерусалим, а вернулся с коэнами и левитами, которые несли с собой Ковчег и Скрижали Завета, хранящиеся по сей день в глубочайшей тайне в одной из эфиопских церквей. Так появилась еврейская община в Эфиопии три тысячи лет назад.

По другой гипотезе эфиопские евреи это потомки Данова колена, изгнанного вместе с десятью другими во время разрушения Израильского царства (в 719 году до н.э.). По-видимому, первым эфиопским евреем, прибывшим на Запад, был Эльдад Адани, который в IX веке н.э. появился в Северной Африке и произвел неизгладимое впечатление на тамошних евреев своими рассказами о потомках Дана, живущих в Эфиопии свободной жизнью.

Другие исследователи утверждают, что эфиопские евреи прибыли туда из Египта, спасаясь от вавилонского нашествия.
Некоторые предполагают, что эфиопские евреи происходят от йеменских или аравийских, кое-кто считает, что их предки – выходцы из африканского племени, принявшие иудаизм в XV веке.

рисунок английского путешественника, изображающий евреев-эфиопов во время ритуального омовения

Как бы то ни было, эфиопские евреи столетиями жили в изоляции, без связи с другими еврейскими центрами, и блюли традиции времен Первого Храма. Мишна и Талмуд им известны не были, даже Хануку не отмечали. Обряды, которым они следовали, существенно отличались от тех, которых придерживаются остальные евреи цивилизованного мира. Так, эфиопские евреи особенно строго соблюдали предписания Торы, касающиеся сексуальных отношений между супругами, и, возможно, именно по этой причине  старались строить свои деревни вблизи небольших речушек, чтобы легче было совершать ритуальные омовения.

В средние века у эфиопских евреев бывали достаточно долгие периоды независимости. Были у них цари, с переменным успехом воевавшие со своими христианскими соседями. Один из царей-христиан издал указ, запрещающий евреям владеть землей, и они стали считаться захватчиками тех земель, на которых обитали. Отсюда и прозвище «фалаши» («пришельцы», «те, что вторглись» в переводе с амхарского), которое им дали эфиопы-христиане. Сама же еврейская община считает это слово унизительным, называя себя «Бета Исраэль» («Дом Израиля»). Поныне эфиопские евреи пользуются амхарским языком как разговорным, а молятся на «святом наречии», называемом ими «геаз».
На протяжении всей истории страны это была довольно большая община, но постепенно она все больше и больше редела. Многие гибли в войнах, от неурожая, стихийных бедствий и эпидемий, иные вынуждены были перейти в другую веру. От почти миллиона независимых евреев, живших в средневековой Абиссинии, остались лишь десятки тысяч. В большинстве своем это были несчастные бедняки, жившие в заброшенных провинциях.

даггеротип, запечатлевший Йосефа Галеви

Еще в 60-х годах XIX века к эфиопским евреям прибыл первый посланец из внешнего мира. Им был Йосеф Галеви – активист организации «Коль Исраэль хаверим» («Весь Израиль – друзья»). Он открыл чернокожим братьям, что они не единственные евреи на свете, как те считали долгие столетия. После этого, талантливые молодые эфиопы отправлялись учиться на Запад, и привозили с собой на родину представления и понятия о еврейском мире. Конечно, это не имело массового характера, но начало было положено…

После создания еврейского государства эфиопские евреи стали понемногу репатриироваться в Израиль. Незначительность количества приезжавших обуславливалось, кроме всего прочего, весьма благоприятно-мягким обращением с евреями последнего императора (негуса) Эфиопии Хайле Селассие. После его свержения в 1974 г. Эфиопия стала марксистской страной. Новое руководство, возглавляемое Менгисту Хайле Мариамом, прозванного «черным Сталиным», стояло на твердых антиизраильских позициях. Кроме того, Эфиопию несколько лет подряд терзали тяжелые неурожаи, и чернокожие соседи обвиняли в этом евреев.

На волне репрессий, массовых расстрелов, раскулачивания и других «прелестей» социализма, проводимых в жизнь прокоммунистическим правительством Эфиопии, Израиль без лишнего шума начал вывозить оттуда столько евреев, сколько было в его силах. Официально это, конечно, не разрешалось – Эфиопия слишком солидаризировалась с арабскими странами, чтобы открыто позволить эмиграцию во враждебный Израиль, но, подкупленные колоссальными взятками, чиновники делали вид, что ничего не замечают. Таким образом, исход эфиопских евреев 80-х годов приобрел массовый характер. Апогей был достигнут во время «Операции «Моисей»» в 1984 г. и «Операции «Соломон»» в 1991 года. Известны также многочисленные случаи частной помощи израильтян своим эфиопским собратьям, как денежные и гуманитарные, так и хорошо спланированные авантюрные акции, очень похожие на приключения Индианы Джонса или Алана Квотермэйна. Многие из тех, кому удалось добраться до Израиля, голодные и изможденные, выглядели так, словно пережили Катастрофу.

эфиопские женщины у Стены Плача (Израиль)

В настоящее время община эфиопских евреев, которая насчитывала на момент начала исхода около 40 тысяч человек, почти полностью репатриировалась в Израиль. Большинство из них проживают в Нетании, Хадере, Реховоте, Беэр-Шеве, Ашкелоне, Ашдоде и Иерусалиме. Во главе общин стоят «кейсы» — старцы, которые проводят молитвы, руководят религиозной жизнью сородичей, следят за соблюдением традиций.




Как скачать?

2 комментария

  1. Aleks Megen:

    Очень интересная и познавательная статья! Браво!
    Жду с нетерпением продолжения серии :)
    И еще, от себя — я постараюсь не забыть выложить израильский фильм на тему эфиопских евреев — «Приди, увидь, стань». Это очень хорошее и интересное кино, думаю понравится всем, кому неравнодушна данная тема!

    • Walrus-Kay:

      И продолжение придет в самое же ближайшее время! ;-) :razz:
      Большое спасибо за теплый отзыв о моей скромной работе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *