Еврейская община Египта. Часть вторая
Часть вторая. Средневековье и Новое время
В 640 г. Египет был завоеван арабами, и местные евреи, как и их сородичи во всех мусульманских стран, получают статус «зимми» (что по-арабски значит «покровительствуемые»). Иными словами, на них был наложен ряд дискриминационных ограничений, но евреи имели право на жизнь, имущество и свободу вероисповедания, за что платили особый налог.
В первые века мусульманского владычества происходит некоторое увеличение еврейского населения Египта, в частности за счет переселенцев из Ирака и Сирии. Эти переселенцы образуют собственные общины, нарочито обособленные от местных евреев, не говоря уже об арабах и египтянах. Вместе с тем, пришельцы поддерживают тесные связи с вавилонскими и палестинскими академиями. Со временем обособленность ушла, но и полного слияния тоже не получилось.
В 969 г. Египет был завоеван фатимидами, — шиитскими воинствующими сектантами, отколовшимися от халифата Аббасидов в VIII веке, — и стал центром обширного государства, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Палестину. Период владычества этой династии отмечен экономическим расцветом и высокой степенью терпимости к немусульманским религиозным общинам: так, например, была учреждена должность нагида – официального главы еврейской общины, и первый нагид по имени Палтиэль пользовался большим влиянием при дворе.
Пользуясь благоприятным религиозно-политическим климатом, в Египет переселяются многие евреи из Вавилонии, Сирии и Эрец-Исраэль. По свидетельствам европейских монахов-пилигримов, число евреев в Египте составляло в этот период от 15 до 20 тыс. человек, что, согласимся, немало. Духовным центром египетского еврейства становится основанная в X в. ешива в Фостате (одном из районов Каира), а сама страна становится узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Эрец-Исраэль и Вавилонии.
Переход власти от Фатимидов к новой династии Айюбидов (1171 — 1250) не привел к существенным изменениям в положении евреев Египта: они продолжали пользоваться ровно-доброжелательной терпимостью со стороны властей и сохранять свою культурно-религиозную активность. В этот период в Египте поселились многие еврейские ученые, изгнанные из христианских стран Европы. Великий РАМБАМ большую часть своей жизни провел в Фостате, где занимал пост главного врача халифа и главы процветающей общины.
Положение евреев резко изменилось к худшему с приходом к власти мамлюков (середина XIII в.). Новые хозяева Египта строго следили за выполнением дискриминационных законов, касающихся зимми (в то время как Фатимиды и Айюбиды не настаивали на соблюдении этих законов, в то же время, не отменяя их вовсе), а также ввели ряд новых позорящих запретов и ограничений.
Одновременно притеснялись и христиане-копты, — наиболее крупная немусульманская община Египта. Были закрыты церкви и синагоги, христианам предписано носить позорный головной убор голубого цвета, евреям – точно такой же, желтого, но, что всего хуже, к середине XIV в. нападения на не-мусульман на улицах Каира стало повседневным, обычным явлением. Введение торговых монополий, сосредоточившихся в руках небольшой группы олигархов, резко ухудшило экономическое положение евреев Египта.
В 1517 г. Египет был завоеван турками, религиозная терпимость которых открыла перед евреями широкие экономические возможности и позволила им занять ключевые позиции в финансовой администрации страны. Однако расцвет был сравнительно кратковременным, и уже к концу XVI в. стал обнаруживаться экономический и политический упадок. В 1560 г. султанский указ упразднил должность нагида, и главой еврейской общины Египта с этого времени считался еврей-казначей, — челеби, — при турецком паше-губернаторе. По мере того, как турецкая власть становилась все более деспотичной, челеби все чаще становились ее жертвами, подвергаясь заточению, самым наглым вымогательствам и казням. Но всего хуже был шантаж, ибо от участи челеби нередко зависела судьба всего еврейского населения страны.
Более того, турки намеренно разделили евреев на три общины: муста‘араби (коренное еврейство Египта), сефарды (испанские изгнанники и их потомки) и муграби (переселенцы из Северной Африки), между которыми искусственно раздували национальную вражду: как говорится, по будням – умеренно, по праздникам – вплоть до поножовщины.
Лже-мессианские движения находили самый живой отклик среди евреев Египта. Давид Реувени, по-видимому, некоторое время жил в Египте, а Шаббатай Цви дважды посетил Египет. Один из челеби, Рефаэль бен Иосеф Хин (назначен на пост в 1661 г.), был горячим приверженцем Шаббатая, чья секта существовала в Египте продолжительное время после крушения этого движения. В 1703 г. в Египте поселился и развил бурную деятельность один из виднейших вождей шаббатианства, Михаэль Аврахам Кардозо.
В 1763 г., когда Турция была занята войной с Россией, губернатор Каира Али Бей (абхазец по происхождению) провозгласил себя независимым правителем Египта. Дипломат, правитель и воин, он пытался распространить свою власть также на Палестину, Сирию и Аравийский полуостров и, чтобы покрыть военные расходы, наложил на евреев тяжелые денежные поборы. Авантюра честолюбивого турка не увенчалась успехом, — новым Птолемеем ему не суждено было стать, но Египет Али Бей он все-таки отстоял, перейдя на сторону России, и шантажируя султана открытием второго фронта.
Реформы Мухаммада-Али и открытие Суэцкого канала (1869 г.) принесли процветание экономике Египта. Следствием этого было увеличение еврейского населения страны, в первую очередь, за счет притока из Европы. Согласно переписи 1897 г., в Египте жили двадцати пять тысяч евреев.
В начале XX в. значительное число евреев, изгнанных из Эрец-Исраэль турками в период Первой мировой войны, прибыло в Египет, в результате чего усилились связи между местным еврейством и национально-сионистским движением. Сионистские организации разного толка росли, как грибы после дождя, по всей стране.
Между двумя мировыми войнами в Египте издавалось множество еврейских периодических изданий на арабском («Ал-хакика», «Аш-шамс»), на ладино («Мицраим»), на французском («Орор», «Израэль», «Трибюн жюив»), и, конечно, на иврите. Продолжался численный рост еврейской общины, повышались ее культурный уровень и социальная активность.
Во время Второй мировой войны Египет официально оставался нейтральным, хотя фактически служил оперативной базой британских сил на Ближнем Востоке. Приближение в 1942 г. танковой армии Ромеля усилило прогерманские и антибританские настроения в стране, что вызвало опасения за судьбу египетского еврейства. Находившиеся в Египте еврейские палестинские формирования, входившие в британскую армию, еще больше укрепили связи египетского еврейства с ишувом в Эрец-Исраэль.
По данным переписи 1947 г., в Египте жили 65 тыс. евреев (64% в Каире, 32% в Александрии), а сами евреи были наиболее урбанизированными среди родственных им общин Азии и Африки. 59% евреев были заняты в торговле, 18% – в промышленности, 11% были служащими.
Все бы ничего, но в ноябре 1945 г. организованные движением «Молодой Египет» беспорядки вылились в нападения на еврейский квартал Каира: синагога и еврейская больница были сожжены, сотни евреи ранены или убиты. Этот погром был первым актом подобного рода в новой истории Египта.
В 1947 г. был принят закон, требующий, чтобы 75% служащих компаний были египетскими гражданами. Этот закон ударил прежде всего по евреям Египта, так как лишь 20% из них имели гражданство страны, в которой проживали. Остальные, зачастую уроженцы Египта, семьи которых жили в стране много поколений, были лицами без гражданства…
окончание следует
Замечательная историческая статья!
Читать всем, кому интересна история нашего народа! :)