Еврейская община Китая. Часть первая
«Где нет антисемитов? – В Китае. Потому что там нет евреев»
Анекдот, основанный на не вполне верной информации.
«С добрым утром, тётя Хая!
Вам посылка из Шанхая!»
Р. Фукс. «Йоэеф»
Вероятнее всего, евреи пришли в Китай, как и многие другие малые народы, продвигаясь по Великому Шелковому Пути, проложенному через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока. Он сам по себе стоит отдельной статьи, но она выходит за рамки нашей тематики.
Случилось это во времена династии Хань (I в. н. э.), что не лишено вероятности, так как документальные данные арабских и китайских хронистов подтверждают присутствие еврейских торговцев в Китае того периода.
К сожалению, мы не располагаем информацией о самых первых годах, — а то и веках, — пребывания нашего народа в Китае. Известно лишь, что самое первое еврейское поселение, основанное в XI веке, находилось в Кайфыне (столице империи Сун в 960-1127 гг.); со временем здесь сложилась наиболее крупная община. Согласно легенде, император даровал им фамилии шести своих министров, как знак особого расположения.
Пришельцы с Запада были не сильны, но весьма богаты. Они приобрели кусок земли и, под руководством Ан-Тьу-Ла (Абдула?) построили синагогу (1163 г.), простоявшую почти 700 лет. Первым раввином был человек по имени Лье-Вей (Леви?). В период с 1163 по 1663 годы кайфынская синагога десятки раз перестраивалась, а это значит, что община была большой и богатой, имея значительный естественный прирост. Благодаря длившимся десятилетиями перестройкам и расширениям, синагога стала походить на китайскую пагоду. Этот «Храм чистоты и правды» (как называли ее китайцы) или «Место церемоний» (как называли ее евреи), наряду с самой синагогой, включал зал для учебы, микве, общинную кухню, бойню, сукку и т. д.
Во время правления династии Тан (618 — 907 гг.) новая волна евреев прибыла в Китай морем вместе с персидскими и арабскими купцами, открывшими для себя «Поднебесную империю» (как именовали свою страну сами китайцы). Некоторые оседали в портовых городах, таких как Кантон, Янчжлу и Нинбо. Другие расселялись по северу страны – вдоль берегов Великого канала. Опять-таки китайские хронисты IX — XIV вв. сообщают о существовании еврейских торговых факторий и даже полностью сложившихся общин в Ханькоу, Пекине и пяти других городах.
Эти общины исчезли бесследно, полностью растворившись среди китайцев. Лишь кайфынская община, постепенно приобретшая особый этнический облик, оказалась долговечной. Её кратковременный упадок начался с 1127 года, когда Кайфын был захвачен чжурчжэнями [1], и императорский двор бежал на юг, за реку Янцзы. Впрочем, до геноцида дело, слава богу, не дошло. Являясь монополистами в сфере производства, окраски и набивки хлопчатобумажных тканей, евреи были более чем нужными людьми, так что пришлись, что называется, «ко двору» новым хозяевам.
Кроме того, наши соплеменники занимались торговлей, ремеслами, разведением чая, служили в армии и, частично, в государственном аппарате, где их, в принципе, не притесняли по национальному признаку.
Вообще, за всю историю пребывания евреев в Китае, 240 из них добились высоких постов при дворе императоров, но лишь один, — Чао Иинг-Чен (Мусса бен-Аврам, как он сам себе называл), — в XVII веке получил университетское образование – случай из ряда вон выходящий! И дело тут вовсе не в китайском антисемитизме, или столь хорошо знакомой выходцам из страны Советов «процентной норме». Просто общество того времени было сверхконсервативно, и чужеземцу, вне зависимости от национальности, пробиться «в люди» было несравненно тяжелее, чем этническому китайцу. Кстати, число представителей других национальностей, кому удалось достичь солидного положения в китайском обществе, значительно ниже, чем аналогичное число евреев (понятно, что речь не идет о завоевателях).
После покорения страны монголами и установление ими власти династии Юань (1279 — 1368 гг.), в официальных документах часто стали упоминаться имена евреев. Арабское «джахуд» и персидское «джуху» — формы ивритского «егуди» («иудей»), — были транслитерированы в китайские «жуху» или «жухе», и в таком виде фигурировали в положениях о торговле и военной службе. Некоторые китайские историки считают, что вместе с монгольскими армиями, возвратившимися из Киевской Руси, Восточной Европы и Ближнего Востока, в Китай пришли много евреев – кто добровольно, а кто по принуждению, будучи взятым в плен. Знаменитый Марко Поло, проживший несколько лет при дворе, располагавшимся тогда в городе Кханбалинг (современный Пекин), писал, что император Кублай-хан хорошо относится к евреям и значительно хуже к христианам, тогда еще более чем малочисленным и разрозненным по стране. Ему вторят объемистые отчеты католических и протестантских миссионеров XVII–XVIII вв. и рассказы туристов, публиковавшиеся в европейских газетах.
За заслуги еврея, разоблачившего в 1420 г. заговор в императорской семье, кайфынская община была пожалована землями и некоторыми привилегиями. С той поры китайские евреи получили право носить китайские же фамильные имена, что было большой честью. Через год император разрешил врачу Йен Ченгу реставрировать синагогу, пострадавшую от разлива реки Хуанхэ, что зафиксировано в документе, где приводятся имена семнадцати глав кайфынской общины (часть этих фамилий и поныне хранимы потомками, причисляющих себя к евреям).
В 1642 г. во время восстания, — приведшего к падению династии Мин, — мятежники направили Хуанхэ в новое русло. Кайфын оказался полностью затоплен, а синагога и еврейское кладбище разрушены, многие евреи погибли. Большинство книг и рукописей общины более чем серьезно пострадало или пропало вовсе во время наводнения, остался лишь один полный свиток Торы. Синагога вновь была отстроена лишь десять лет спустя. Инициаторами возрождения синагоги стали, согласно уцелевшим записям, еврей-офицер Чао Чен-Чин и его двоюродные братья-мандарины (феодалы-чиновники среднего чина): упоминаемый выше Чао Иинг-Чен и Чао Иинг-Ту, известные также как авторы рифмованных книг по иудаизму на китайском языке.
Самый полный документальный материал об истории евреев в Китае написан на китайском языке самими же евреями. Три пространные надписи на каменных плитах, датированные 1489, 1512 и 1663 годами (остатки двух из них находятся в Пекинском «Музее истории людей»), генеалогические записи в т. н. «Книге усопших» еврейского клана Чжао (компиляция, последняя запись датирована 1679 годом), дарственные надписи на стенах синагог, сохранившиеся религиозные книги (как копии с персидских оригиналов, так и местного «происхождения») составляют довольно полную картину жизни евреев в Китае.
[1] Чжурчжэни (кит. 女眞 ) — союз полудиких тунгусских племен, населявших территорию Маньчжурии. В ходе одного из самых больших набегов в истории Китая, захватили власть в стране, основав династию Цзинь (1115 — 1234 гг.)
продолжение следует