Еврейская община Марокко (часть первая)
Марокканская еврейская община – самая «западная» из всех, проживавших в нашем полушарии. Её история насчитывает не менее двух тысячелетий, являясь, таким образом, одной из самых (если не самой!) продолжительных. Оказавшись на перекрестке десятков культурных влияний, марокканские евреи сохранили многое из древнего библейского наследия, создав своеобразный, уникальный сплав разновременных и разноплановых традиций.
Согласно легендам, евреи поселились в Марокко в эпоху Первого храма (примерно в X в. до н.э.). Именно в это время на североафриканском побережье были основаны финикийские колонии, позже перешедшие под власть Карфагена. К сожалению, точных доказательств того, что древние евреи появились на территории Марокко именно в ту пору, нет. Однако многие историки полагают, что среди финикийских первопроходцев, колонизовавших побережье Северной Африки, вполне могли быть и древние евреи.
Многочисленные народы, в разное время заселявшие или на короткое время вторгавшиеся в Северную Африку, оказывали влияние на культуру проживавших здесь евреев. Так, при римлянах, владевших североафриканским побережьем с середины II в. до н.э. по V в. н.э. численность евреев в этом краю резко возросла. Они занимались скотоводством, торговлей и жили обособленными общинами, выплачивая дань римлянам.
Массовое же переселение евреев на территорию современного Марокко началось после разрушения римлянами Второго Храма в 70 г. н. э. Греко-римские авторы, а также Талмуд упоминают о богатых и хорошо управляемых еврейских общинах тех мест. В то же время начинается расселение отдельных групп евреев среди берберов. Ряд исследователей полагают, что близость древнееврейского и пунического языка (которым владело большинство берберских племен) во многом способствовали обращению последних в иудаизм. В конце римской эпохи, когда господствующей религией империи стало христианство, начались религиозные гонения как против евреев, так и принявших иудаизм берберов.
При сменивших римлян в V в. вандалах, — германо-христианского племени, исповедовавшем арианскую ересь, — отношение новых завоевателей к евреям и принявшим иудаизм берберам было несколько мягче, так как захватчики видели в тех и в других союзников в борьбе с умирающим Римом. Разбившие вандалов византийцы пытались возобновить притеснения иноверцев, но их власть распространялась лишь на береговую полосу. В глубине страны еврейские и берберские общины некоторое время существовали относительно спокойно. Кроме того, в начале VII в. на территорию современного Марокко прибыли еврейские беженцы из Испании, спасавшиеся от вестготов, и, таким образом, численность евреев в этих краях еще возросла.
Плечом к плечу иудаизированные берберы и евреи оказывали упорное сопротивление арабскому вторжению. Так, в 698 г. берберское племя джаруа, которое возглавила «королева» Далия-Сара ал-Кихина успешно противостояла натиску арабов, но в 703 году ее войско было разбито, а сама она погибла. Поражению этой незаурядной женщины способствовала, помимо прочего, ее беспримерная фанатичная жестокость, оттолкнувшая многих бывших союзников. В этом сходятся арабские историки и авторы скорбной еврейской баллады, дошедшей до нас. По их словам, давшая клятву, что не будет мыться и стричься, пока не будет убит последний арабский воин, ал-Кихина дралась, как безумная, потеряла обе руки, и задохнулась насмерть под грудой зарубленных и заколотых ею врагов!
Арабское завоевание Марокко завершилось в 711 г. после чего подавляющее большинство берберов перешло в ислам. Уже ставшие мусульманами, берберы все равно продолжали сопротивление еще почти 80 лет, пока имам Идрис ибн Абдаллах из Аравии не восстал против арабского халифата и провозгласил независимость Марокко под своей властью. С тех самых пор в арабском мире Марокко пользуется дурной славой. Считается, что вся черная магия, — какая ни наесть, — исходит оттуда, и что сама тамошняя земля рождает ифритов и ламий (мусульманских бесов и вампиров). За примерами далеко ходить не надо: в знаменитой сказке про Аладдина выведен его дядя, — злой, коварный, хитрый колдун, искатель лампы с джином, — как раз марокканец! А ведь это всего лишь одна сказка…
Статус евреев в средневековом Марокко определялся законодательством о «зимми» (что по-арабски значит «покровительствуемые»; это же относилось и к христианам). Согласно этому статусу зимми имели право на жизнь, имущество и свободу вероисповедания, за что они платили особый налог; на них был также наложен ряд дискриминационных ограничений, различных в разных странах и в разные периоды. До воцарения арабо-берберской династии Альмохадов в XII в. отношение к евреям было довольно терпимым, поэтому множество евреев переселялось туда из других арабских земель. Это не исключало кровавых погромов, сопровождавшихся грабежами и насилиями, но эти инциденты были относительно кратковременными и никогда не имели тотальных последствий.
В ряде городов имелись синагоги, возникли крупные ешивы, создавались многочисленные произведения богословского и светского характера. Одним из центров еврейской учености, начиная с IX в., стал Фес, считавшийся настолько безопасным для евреев городом, что семья Маймонида (великого РАМБАМа) даже выбрала его в качестве убежища, переселившись сюда из испанской Кордовы. Отсюда вышло много известных талмудистов, переводчиков, знатоков семитских языков, каббалистов.
В конце XII-XIII в., с воцарением династий Альмохадов, отличавшихся религиозной нетерпимостью, и оставивших по себе горькую память из-за жестоких преследований иноверцев, евреи и христиане были вынуждаемы либо покинуть страну, либо принять ислам. Часть евреев предпочла навсегда покинуть родные края, оставшиеся же, хотя и принимали ислам, как правило, тайно исповедовали иудаизм. В дальнейшем, когда отношение к евреям со стороны властей заметно улучшилось, в обыденном сознании евреи продолжали оставаться презираемой частью населения. Особенно такое ощущалось в глубине страны. Но уже в конце XIII в. после воцарения в стране династии Маринидов евреи стали возвращаться в Марокко. В 1438 г. в городе Фес был создан первый еврейский квартал – меллах, за пределами которого евреям долгое время было запрещено селиться.
С конца XIV в. в Марокко стали прибывать первые сефарды из Испании, появившиеся здесь после резни 1391 г. в Севилье, но массовая иммиграция началась с конца XV в., после изгнания евреев из Испании, а затем и из Португалии. Они были не очень дружественно встречены проживавшими здесь издавна евреями, которые с трудом добывали себе средства к существованию, и не хотели конкурентов, а уж тем более лишних ртов. Мусульманское население отнеслось к ним поначалу положительно, обобрав до нитки за спасение, но потом, уразумев, что взять с сефардов больше нечего, стало откровенно враждебным.
Первоначально пришельцы поселились в Фесе, где почти постоянно страдали от погромов и поджогов, вызванных мусульманскими фанатиками. В общей сложности, это унесло жизни около 20 тысяч человек. В XVI в. в Фес из Испании стали переселялись марраны, возвращавшиеся там в иудаизм. После введения инквизиции в Португалии в 1536 г. из этой страны в Северную Африку массами стали переселяться португальские евреи.
Несмотря на более чем серьезные различия друг с другом (сефарды были вполне европеизированы и образованы, а местные оставались практически не затронутые цивилизацией) довольно скоро «аборигены» слились с сефардами, образовав единую общину. Хотя было немало городов, где они жили обособленно друг от друга, ходили молиться в свои синагоги, практически не вступали в браки между собой, иногда между ними даже возникала вражда… Лже-мессианское движение Саббатая Цви в середине XVII в. имело в Марокко особенно много приверженцев.
Основным занятием евреев в средневековых мусульманских странах была торговля, в основном вином, сахаром, ювелирными изделиями, драгоценными камнями и цветными металлами. Кроме того, евреи были единственные, кто вел торговые дела с христианскими странами, за что платили казне крупные налоги и таможенные сборы. В XV-XVI вв. положение евреев в Марокко упрочилось настолько, что султан Сиди Мухаммед Бен-Абдаллахе, который стремился ввести в стране европейские порядки и был заинтересован в развитии торговли, разрешил евреям селиться во всех портовых городах королевства, особенно в главном порту – Могадор. Очень скоро Могадор превратился в крупнейший марокканский порт, через который велась торговля с Европой. Многие еврейские купцы получили статус «королевских торговцев» и не платили налоги, которыми облагались жители в глубине страны. Еврейское население этого города настолько выросло, что торговые заведения не работали по субботам!
Как и любой порт, Могадор столь же быстро стал центром пиратства, надежной базой для морских разбойников всех сортов, пристанищем всякого рода авантюристов, бродяг и любителей легкой наживы, «рыцарей ножа и пистолета», живущих грабежом и ненавидящих стеснения со стороны религии и закона.
Державшиеся вблизи берегов Марокко и Туниса, мусульманские пираты были люди дерзкие и отважные, никого не боясь и ни от кого не прячась, вершили свое черное дело, нападая на европейских и своих же соплеменных купцов. Легкий доступ в гавань Могадора и прямое покровительство со стороны королей, привели к тому, что этот город сделался «Меккой» пиратов. Здесь они могли спокойно распорядиться добычею, и не спеша готовиться к новым набегам. Возвращаясь в Марокко с разнообразными грузами, чудесами заморских стран и награбленной в испанских, французских и итальянских землях драгоценной добычей, они тут же перепродавали ее нетерпеливо ждавшим на причалах «родным» евреям.
Психология бандита, — хоть наземного, хоть морского, — проста, как мычание: «украл – выпил – в тюрьму, украл – выпил – в тюрьму… романтика!». Чтобы пират еще и книжки всякие читал, в бумагах копался, думал о чем-то кроме жратвы, срамных девок и выпивки?! Зачем? На это евреи есть – они головастые, пусть они и думают. Вот и сложился многовековой симбиоз безжалостных морских грабителей и корыстных купцов Могадора: одни убивают, грабят, топят корабли, другие скупают, перепродают и снабжают своих «кормильцев»-пиратам всем нужным для новых налетов. И все довольны, никто не в обиде, и Ибрагим с абордажной саблей и пистолетом за поясом, и Авраам с весами и бочкой хмеля…
продолжение следует
Замечательная статья! :)
Артём, все подобные статьи читаются на одном дыхании, как увлекательная и захватывающая книга!
БРАВО! :smile: :grin: