Еврейские народные сказки. Недостающая приправа

Еврейские народные сказки. Недостающая приправа

Еврейские народные сказки. Недостающая приправа


Жил когда-то большой мудрец в Земле Израильской по имени раби Иегуда Анаси. Раби Иегуда Анаси был большим знатоком Торы, и слава о его мудрости распространилась по всей стране и даже перешагнула через море далеко за ее пределы.

Услышал о ней и Антоний — царь римский — и решил навестить его дом и послушать умные речи. Отправился царь и его многочисленная свита — министры, советники и слуги — в путь и прибыли в дом Иегуды Анаси в субботу к полудню. Обрадовался раби Иегуда высокому гостю и пригласил его и членов его свиты за стол к суботней трапезе. Стол был накрыт белой скатертью. Посуда на нем красивая, а кушанья изысканные и вкусные, да только холодные, потому что приготовлены они были накануне субботы, а в доме Иегуды Анаси по субботам огонь не разводили.

Раби Иегуда Анаси опасался, что гостям не понравятся холодные кушанья. Но царь уплетал за обе щеки и даже попросил вторую порцию. Его министры и советники тоже быстро расправились со своей едой и попросили добавки. Но еда кончилась, и нечего было больше положить им на тарелки.

—    Господин царь, — сказал раби Иегуда Анаси, — жаль мне, что кончилась еда у меня в доме. Я не знал, что ты прибудешь ко мне в гости. Но я обещаю тебе, что если ты еще раз окажешь мне честь своим посещением, я устрою в честь тебя королевское угощение.

—    Я буду очень рад побывать у тебя еще,— сказал царь,— если я приеду в воскресенье, ты устроишь для нас это угощение?

—    Конечно! И еды будет вдоволь. Даже в три раза больше чем надо, — пообещал Иегуда Анаси.

Распрощались царь и его свита с Иегудой Анаси и отбыли своей дорогой.

Прошла суббота, и в доме раби Иегуды Анаси начали готовиться к предстоящему обеду. Закупали самое лучшее мясо, больших рыб, самые спелые и красивые овощи и фрукты. Все эти дни в доме раби Иегуды Анаси жарили и парили, пекли и варили. И когда наступило воскресенье, в кухне стояли горшки, полные всевозможными вкусными блюдами: жареным, печеным и вареным мясом; фаршированной и заливной рыбой, овощами, полными приправ, пирогами и хлебами, разными фруктами и прочими вкусными вещами. И все это свежее, горячее и готовое к употреблению. Стол был накрыт, разноцветная скатерть постелена. Все ждали прибытия высоких гостей.

И вот прибыл царь со свитой. Их пригласили отведать блюда и приправы, что во множестве стояли на столе. Царь отведал немного мяса, немного овощей, немного рыбы, но ничего не попросил добавить. И так же вся царская свита.

—    Разве сегодня еда не такая вкусная, как ты ожидал, господин царь? — спросил раби Иегуда Анаси, увидев, что царь не доел даже того, что было у него в тарелке.

—    Еда вкусная,— ответил царь,— но нет у нее того особого привкуса, что был в прошлую субботу, когда мы у тебя обедали.

—    Конечно, сегодняшняя еда отличается от той по вкусу, — сказал раби Иегуда Анаси, — у сегодняшних блюд недостает одной приправы.

—    Недостает одной приправы?! Почему недостает?! — рассердился царь,— Ты ведь знал, что я собираюсь к тебе приехать, почему же ты не позаботился, чтобы за обедом было всё, что нужно.

—    То, чего недостает за сегодняшним обедом, у меня не было никакой возможности достать, — ответил ему раби Иегуда Анаси.

—    Не может быть! — вскричал царь, — Наверное, эта приправа такая дорогая, что ты пожалел на нее денег, — злился царь.

—    Эту приправу невозможно купить, — возразил Иегуда Анаси,— ни за какие деньги в мире!

—    Нет в мире вещей, которые невозможно купить, — сердился царь, — в моих кладовых можно отыскать самые редкие и дорогие приправы. Ты бы сказал мне, и я доставил бы тебе любую недостающую пряность.

—    Уверяю тебя, что даже в царских кладовых невозможно найти ту приправу, которой недостает сегодняшнему обеду, — рассмеялся раби Иегуда Анаси.

—    Ты издеваешься надо мной! — вскипел царь.

—    Упаси Бог, — возразил раби Иегуда Анаси, — но приправа, которой недостает сегодняшнему обеду, — это привкус субботы, который был у того обеда когда ты приезжал первый раз. Правда, блюда были приготовлены накануне и они остыли, но у них был тот особый привкус субботней трапезы, который ни с чем не сравнить. Так можно найти в твоих кладовых, господин царь, привкус субботы?

Нет, — ответил царь, — всякие приправы есть в моих кладовых, даже самые редкие и дорогие, но привкуса субботы там нет.

—    Теперь ты понял, когда надо приезжать к моему столу всякий раз когда тебе захочется вкусить несравненный вкус этой приправы — вкус субботы — сказал раби Иегуда Анаси царю.

Распрощался царь с Иегудой Анаси, подарил ему множество подарков и отбыл с миром своей дорогой. С тех пор стали Антоний — царь римский и раби Иегуда Анаси добрыми друзьями. Много раз бывал царь в доме Анаси послушать ученых речей и отведать субботних угощений, подобных которым не подают и во дворце великого цезаря.


Как скачать?

1 Response

  1. Walrus-Kay:

    Еще одна довольно-таки хорошая сказка :!:
    Хорошая, но, увы, — как профессиональный историк, — никак не могу про нее сказать, она — вполне реальная «зарисовка», как это было со сказкой о стapце Гилеле, и что «такое вполне могло бы быть»…
    И вот почему: Иегуда а-Наси — реальный человек, духовный и политический вождь палестинского еврейства, — жил в период со второй половины II в. по начало III в., то есть, был современником императоров династии Северов. Поэтому никак не мог принимать у себя дома императора Антония Пия (без всякого сомнения, именно он, этот «идеальный цезарь» имеется в ввиду в сказке), умершего до восхождения на трон первого Севера.
    Я уже молчу о совершенно нереальном визите римского императора в дом еврейского мудреца, хоть и такого, как Иегуда а-Наси — но на то она и сказка…
    Кстати, отношение Иегхуды а-Наси к римлянам было отрицательным: ему приписывается фраза: «Разрушителям Второго храма суждено стать добычей персов» /Иома 10 а/, что было ошибкой — Рим пал вовсе не из-за персидского нашествия! Ну, так Иегуда а-Наси все ж таки не пророк, верно?
    С другой стороны, он поддерживал с оккупационными властями хорошие отношения, с тем чтобы обеспечить осуществление стоявших перед ним национально-религиозных целей — возрождение Эрец-Исраэль, в чем, впрочем, весьма преуспел.
    Такова реальность, но перед нами сказка, к которой стоит и отнестись чисто как к сказке с моралью…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *