Еврейские общины Америки. Барбадос
Барбадос, — один из островов в бывшей Британской Вест-Индии, — получил свое необычное название (по-португальски «бородатый») из-за обилия произраставших на нём деревьев, обвитых похожими на бороды мохнатыми лианами. «Окрестил» его так конкистадор Педро Кампоса, в 1536 году открывший остров.
Однако, открыть – это еще не колонизировать; только 90 лет спустя до Барбадоса, наконец, «дошли руки», причем, у англичан, вытеснивших португальцев.
В 1628 году здесь появились евреи. Доказательством этому служит письмо, датированное 22 сентября того же года, от некого Абрахама Якоба, писавшего своему компаньону в Лондон: «ведение торговли на новом острове – Барбадосе – становиться крайне выгодным, и упускать такой шанс никак нельзя».
Правительство Великобритании легко давало разрешения беженцам из Бразилии, — голландским сефардам, — приезжать на остров, свободно селиться там и «устраивать свою жизнь как им диктуют их законы – религиозные ли, гражданские ли…». Первыми, получившими такое разрешение, были врачи Аврахам Меркадо (умер в 1660 г.) и его сын Давид (умер в 1685 г.).
Приезжие создали на Барбадосе общину «Нидхей Исраэль», а к открытию первой синагоги (1664 г.) из Амстердама были доставлены два свитка Торы. К 1660 г. относится первое захоронение на еврейском кладбище в Бриджтауне. Поврежденная ураганом в 1831 г., она была отстроена и значительно расширена, да так, что с 1833 г. является крупнейшей синагогой Антильских островов!
По счастливому совпадению, год открытия барбадосской синагоги стал «урожайным» на еврейскую иммиграцию. Так, на остров прибыла большая группа изгнанников из Кайенны (Французская Гвиана), в вскоре – несколько еврейских семей, покинувших Суринам.
Согласно данным переписи, в 1679 г. на Барбадосе насчитывалось 300 еврейских семейств, в основе своей – сефарды. Лишь четвертая часть их была землевладельцами, остальные занимались экспортно-импортными операциями (в особенности поставкой в Великобританию сахара и кофе, и ввозом на Барбадос промышленных изделий). К сожалению, подавляющее большинство островных евреев были крайне бедны и жили за счет благотворительной деятельности общины.
В конце XVII — первой половине XVIII в. численность еврейского населения Барбадоса продолжала расти, в основном за счет эмигрантов из Великобритании: к 1710 г. только в Бриджтауне насчитывалось 150 еврейских семей (!), а их общая численность составляла 8 — 10% населения европейского происхождения. Вообще, этот город стал центром местной общины (дошло до того, что еще три синагоги, бывшие на острове, закрылись по причине непосещаемости), только там жил единственный на Барбадосе раввин («хахам») – Элияху Лопес из Амстердама. В Бриджтауне же действовали Бейт-Дин (религиозный суд) и еврейское благотворительное общество «Гмилут хасадим».
И хотя в тот период евреи Барбадоса пользовались полной свободой вероисповедания и экономической деятельности, существовали некоторые ограничения, продиктованные общей политикой Великобритании по отношении к иноверцам. Так, евреям не разрешалось избирать и быть избранными в органы местного самоуправления любого уровня, строго запрещалось нанимать христиан в качестве домашней прислуги, приобретать негров-рабов сверх определенного (кстати, весьма невысокого, видимо, намеренно заниженного) числа; община платила особый коллективный налог. С другой стороны, неоднократно посылаемые в Лондон антисемитские петиции, в которых указывалось, что «присутствие евреев несовместимо с безопасностью острова», оставались без внимания и никаких последствий не имели.
В 1802 г. акт о местном управлении закрепил за островными евреями все гражданские свободы и права (российские евреи тогда о таком даже мечтать не смели). Боле того, это был первый акт такого рода в самоуправляющихся колониях Британской империи. Другое дело, что акт был утвержден Парламентом лишь в 1820 г., но ведь утвержден, а это главное!
Увы, с началом XIX в. экономическое положение Барбадоса начало ухудшаться. Поглощенное непрекращающимися войнами с Наполеоном, английское правительство потеряло интерес к далекому и почти бесполезному острову. Не улучшил положения и массовый отъезд евреев, потянувшихся в США и, домой, в Великобританию. К 1850 г. на Барбадосе осталось 70 еврейских семей, а через пятьдесят лет – всего 17 евреев, в том числе местный раввин. В 1928 г. здание синагоги Бриджтауна было продано, и еврейская жизнь замерла.
Однако во второй половине 1930-х гг. на остров вновь начали прибывать евреи – беженцы из нацистской Германии и оккупированных ею стран Европы. После окончания войны многие из них покинули остров, отправившись, главным образом, в Израиль; оставшиеся (несколько десятков человек) образовали в Бриджтауне новую общину.
В настоящее время на Барбадосе живут около 40 евреев. Они «отвоевали» синагогу (с декабря 1987 г.), в которой, после почти векового перерыва, проводятся богослужения.