Еврейский Дед Мороз

Еврейский Дед Мороз

Как-то раз в N-ский университет приехали американские еврейские спонсоры, чтобы встретиться со студентами, изучающими иудаику (по-ихнему, по-американски, — Jewish studies). Леди и джентльмены из почтенных еврейских семей, передающих из поколения в поколение субботние кубки и серебряные ханукии, благожелательно выслушали студентов и преподавателей, которые рассказывали о своих достижениях. По интеллигентскому кодексу чести у спонсоров ничего не просили (никогда не просите ничего у тех, кто богаче вас), а лишь намекали на некоторые сложности (так, мелочи – нет книг и денег на их закупку, стипендия – 20 долларов в месяц и т.п.) И тут одна представительница спонсоров поднялась и сказала по-английски: «Мне очень понравилось то, что вы рассказывали про свои исследования. А какая у вас самая большая проблема? Представьте, что к вам пришел Санта Клаус – что бы вы у него попросили?» А дело было в декабре, в конце семестра.

Студенты и преподаватели – люди, надо сказать, разных национальностей – вздрогнули и стали переглядываться. Евреи – про Санта Клауса? Шокинг. Импосибл. Он ведь на самом деле – Святой Николас. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Никола зимний. Это же все христианские дела!

Американские спонсоры, конечно, имели в виду не Святого Николаса, а Санта Клауса – такого смешного дядьку в коротком полушубке. Недаром его часто называют просто Санта. Как Пушкин, который гасит за всеми свет, — не реальный Пушкин. Сантаклаус. Дедмороз. Тот, кто раз в год исполняет желания. Потому что ведь хочется подарков.

Баталии на тему «можно ли еврею (израильтянину) отмечать Новый год и как именно это надо делать», исправно возникают каждый декабрь, хотя стороны, кажется, уже давно обменялись всеми возможными аргументами и инсинуациями. А мы поговорим о том, кого можно назвать еврейским Дедом Морозом. Тему Снегурочки, а также тему языческих корней Деда Мороза мы пока отложим – некошерно, да и слишком серьезно.

***

На Хануку каждый родитель становится Дедом Морозом для своих детей, не прибегая к посредничеству пластиковой фигурки под елкой. Детям принято давать «хануке-гелт», они же «дмей ханука» — монетки, на которые дети могут играть в ханукальный «наперсток» — азартную игру с волчком, а могут и купить что-нибудь.

***

Дед Мороз – персонаж, занимающий большое место в воспоминаниях о детстве. С ним связана тема подарков и авантюр (похищение Деда Мороза – частый сюжет новогодних утренников и кремлевских «елок»; а в голливудских фильмах Санта может пригласить ребенка прокатиться ночью на каком-нибудь загадочном поезде). В местечках черты оседлости еврейские дети-хулиганы не ждали милости от волшебных существ, а покупали себе в подарок леденцы на копейки, вытащенные из кружки Меира-чудотворца (обратите внимание: Санта тоже – Николай Чудотворец). Рабби Меир — мудрец и законоучитель, человек интересной судьбы, но главное – кружка «его имени» была в каждой синагоге и во многих домах. Женщины опускали туда мелкие монеты перед зажиганием субботних свечей. Мужчины нередко давали обет положить в кружку деньги и исполняли его, когда опасность проходила мимо или осуществлялось их заветное желание. А дети вытаскивали монетки навощенной соломинкой. А потом, из хулиганов превратившись в хороших мальчиков, клали в кружку восемнадцать грошей и загадывали желания.

***

Но это для детей, да и Меир не тянет на Деда Мороза. Скорее, еврейский Дед Мороз — это Илья-Пророк (он же Илия, он же Элияху), приходящий инкогнито и помогающий бедным. Это тот, который вознесся на небо в огненной колеснице (что нам после этого ваши олени!) Для Илии ставят стакан с вином во время пасхального седера и стул по время церемонии обрезания. Ну, а он, если верить еврейскому фольклору, появляется здесь и там, обычно в образе старика, часто нищего, и одаряет достойных – добрым советом, помощью, а то и просто чем-то материальным. Например, младшей дочери одного раввина, которую отец несправедливо выгнал из дома, Илья-пророк вначале дарит волшебную палочку и указывает путь к счастью, а потом преподносит на свадьбу драгоценные подсвечники. Еще он ходатайствует перед Всевышним о дожде и защищает бедных.

***

А может, это Мессия? Некоторые верят в его приход, а некоторые думают, что он «не придет и даже не позвонит». Это – цитата из популярной песенки. Подставьте Деда Мороза – и получите слова разочарованного в детских иллюзиях, но все-таки верящего в них человека. Дед Мороз существует, просто лично ко мне он не придет.

***

А может быть — евреи ведь не любят посредников — истинный дедмороз – это сам Господь, да простит Он меня за кощунство. Некоторые вспоминают о Нем раз в год – и все равно ждут подарков. Дети верят безусловно: будут вести себя хорошо, получат видеоприставку, не очень хорошо – книжку (ну или наоборот, у кого как). Культ Деда Мороза пришелся в СССР очень кстати — помогал удержать ребенка от греха в атеистическое время в атеистической стране. Вот узнает Дед Мороз и не принесет подарка, узнает и рассердится. Правда, дети все равно всегда ждут подарка. Для них Новый год – радостное время, а не повод подводить какие-то итоги, восклицая: «Сколько не сделано!» В Судный день они еще не постятся в полную силу. Взрослые же понимают, что впереди их ждут отнюдь не подарки. Жизнь, кощунственно говорят они, вообще не подарок. И понимают — сами виноваты. Чем дальше в лес – тем больше грехов. А мы всего лишь хотели встретить Новый год под настоящей елкой, съесть мандарин, потанцевать с девочкой в костюме лисички, проверить, настоящая ли борода у Деда Мороза. Теперь приходится писать Ему письма и записки, ехать в паломничество в Иерусалим и Великий Устюг, пользоваться услугами сомнительных контор (заплатите десять долларов, и наши сотрудники положат вашу записку куда нужно), просить друзей передать с оказией и вложить в Стену. Детские письма Богу и Деду Морозу похожи. И те, и другие необыкновенно трогательны. Все любят их цитировать. Желания у детей разные – «Барби» и щеночек, волшебная палочка и энциклопедия мифов, мобильник и сестренка, чтобы папа и мама никогда не ссорились и чтобы Америка не нападала, увидеть живого инопланетянина и перейти в другую школу. У взрослых желания одинаковые: пусть все будут здоровы пожалуйста пожалуйста чтобы любил(а) семья дом работа работа дом семья. Некоторые еще хотят Богатства и Славы. Основной подарок в еврейский Новый год – жизнь. Заслужив (вымолив) жизнь, в европейский Новый год евреи хотят получить улучшение качества этой жизни. Их можно понять. Маленькой елочке холодно зимой, страшно, темно, одиноко. Мечтаешь, чтобы кто-нибудь пришел и взял домой. Вместо этого приходит Ангел смерти – страшный мужик с топором — и рубит нашу елочку под самый корешок.

Так можно раз в год забыть про все это и пожить в свое удовольствие — с едой, выпивкой и огнями? Пострелять понарошку, съесть калорийного, выпить, потому что не за рулем, не ложиться рано, не ставить будильник, съездить в Европу или Азию?
Я думаю — можно.

С наступающим!

Анна Шварц, booknik.ru


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *