Формирование национальной идентичности как условие интеграции иммигрантов в Израиле (Марина Солодкина)
Формирование национальной идентичности как условие интеграции иммигрантов в Израиле
В Израиле социально-профессиональный статус и характер расселения подавляющего большинства иммигрантов резко изменился, превратившись в «перевернутую пирамиду»: более двух третей из них заняты трудом низкой и средней квалификации, не требующим высшего образования; примерно треть иммигрантов живут в больших городах; не более трети из них относят себя к среднему классу по доходам и уровню жизни. Кроме отсутствия национальной солидарности и гражданского единства в стране, они были разочарованы масштабами бюрократии и государственного вмешательства в экономику, научно-технической отсталостью многих отраслей производства, явными недостатками системы образования, чрезмерным влиянием религиозной ортодоксии на общественную и личную жизнь граждан.
Существенный разрыв между ожиданиями и реальностью стал для большинства русскоязычных иммигрантов основным препятствием в процессе аккультурации и интеграции в Израиле. В этих условиях процессы формирования этнической и национальной идентичности иммигрантов с неизбежностью приобрели непоследовательный, противоречивый, нередко негативный характер. Ни государство, ни общество не предложили различным социально-демографическим группам иммигрантов продуманных, последовательных, долгосрочных программ интеграции — профессиональной, культурной, духовной.
Оказалось, что недостаточно быть просто евреем, чтобы, приехав в Израиль, успешно интегрироваться. Даже полное соответствие критериям Галахи религиозных репатриантов из стран Европы и США не является гарантией успешной интеграции — многие из них покидают Израиль. Это тем более относится к иммигрантам-неевреям, этнокультурные связи которых с Израилем менее прочны. По имеющимся данным, число русскоязычных израильтян-неевреев, эмигрирующих из Израиля, в четыре раза превышает число евреев (Мей-Ами, 2006).
Во второй половине 90-х годов активизировались попытки государства облегчить процессы гиюра иммигрантов-неевреев с помощью институтов исполнительной власти. Бывший премьер- министр Израиля Ариэль Шарон и бывший лидер «русской» партии «Исраэль ба-алия» Н. Щаранский при поддержке национально-религиозной партии МАФДАЛ предприняли серьезные усилия для того, чтобы существенно облегчить и ускорить прохождение гиюра: с этой целью в Министерстве главы правительства было создано Управление по гиюру, организован Институт современного иудаизма, открыты курсы Министерства абсорбции, принята специальная программа подготовки к гиюру в Армии обороны Израиля.
Благодаря этому в последние несколько лет число русскоязычных иммигрантов, прошедших гиюр, существенно увеличилось и составляет более 2500 человек в год. Резкое увеличение числа новообращенных иммигрантов не может не вызвать определенных сомнений, возражений и даже противодействия. Главный раввин Израиля Шломо Амар предложил принять законопроект, направленный против предоставления израильского гражданства неевреям. Он утверждает, что в последние годы понятие гиюра утратило Религиозный смысл, приобретя вместо него политический, когда «неевреи принимают иудаизм, чтобы поселиться в Израиле на основании Закона о возвращении, но при этом не собираются становиться частью еврейского народа» (Главный раввин, 2006).
Приобщение к иудаизму, к религиозным и национальным традициям, несомненно, способствует становлению еврейской принадлежности и укреплению связи с еврейским народом. Однако религиозная и этническая идентичность далеко не всегда является необходимым и достаточным условием формирования содержательной, устойчивой национальной и гражданской идентичности у новообращенных. Формирование еврейской идентичности, в том числе религиозной, не вызывает автоматически израильской национальной идентичности. Это говорит о том, что взаимосвязь между различными видами идентичности совершенно недостаточно исследована и разработана. Так, например, для иммигрантов из Эфиопии, особенно «фалашмура», прохождение гиюра в Израиле — обязательное условие для получения статуса «полноценного» еврея-репатрианта. Тем не менее община эфиопских евреев превратилась в обособленный, закрытый сектор, успешность интеграции которого в израильском обществе вызывает большие сомнения.
По моему мнению, кампания массового гиюра, проводимая государственными учреждениями при участии ортодоксального религиозного истеблишмента, включая «поголовный» гиюр эфиопских евреев и репатриантов из Индии («потомков Бней-Менаше»), является профанацией принципов иудаизма, проявлением миссионерства, чуждого еврейской религии и традиции. Бюрократизация процедуры гиюра чиновниками от религии не способствует формированию духовных основ национальной идентичности.
Основа национальной идентичности — историческая коллективная память — не может быть усвоена иммигрантом в течение ограниченного периода времени, благодаря краткосрочным курсам или лекциям.
Как показывает пример «русской», «эфиопской» и «американской» алии, многие евреи-репатрианты первого поколения не становятся частью общества, если они не идентифицируют себя с Израилем, с его обществом, историей, языком, культурой и т.д. Если даже после многих лет жизни в Израиле все это остается незнакомым и непонятным для человека, и он идет по улицам, названным в честь великих мыслителей и писателей, политических лидеров и героев Израиля, не зная и не понимая, где он находится, это превращается в «синдром отчуждения», который не зависит от продолжительности пребывания в стране.
В настоящее время огромные средства вкладываются в программы еврейской этнической и религиозной идентификации — «зеут иеудит» — в Израиле и странах диаспоры. Наряду с программами еврейской идентичности должны быть разработаны программы формирования израильской идентичности — «зеут исраэлит» — прежде всего, среди иммигрантов в Израиле. По аналогии с действующими программами гиюра государство должно разработать программы знания и понимания Израиля, его общества, истории, культуры и традиций. Поэтому среди основных задач Министерства абсорбции и Министерства образования должно быть создание программ, знакомящих иммигрантов с историей и культурой еврейского народа и Государства Израиль. Должны стать регулярными субсидированные экскурсии иммигрантов в музеи и картинные галереи страны, они должны участвовать в государственных гражданских и военных церемониях в дни национальных праздников и памятных дней. Должны быть подготовлены книги об истории и культуре Израиля на языках крупных диаспор и иммигрантских общностей: русском, английском, французском, испанском и амхарском.
Программы еврейской идентификации, оторванные от израильской идентификации, не только не являются действенными, «не работают», но нередко даже опасны. Ни для кого не секрет, что прохождение гиюра во многих случаях выражает стремление приобщиться к еврейству только для того, чтобы не выделяться, «слиться» с обществом, решить конкретные проблемы социального и личного статуса.
Формирование израильской идентичности является залогом успешной интеграции. Маловероятно, что репатрианты из стран Европы и Америки, которым есть куда возвращаться, останутся в Израиле, если у них не сформируется устойчивая связь с Израилем, национальная и гражданская принадлежность к стране. Это особенно актуально в контексте серьезных усилий, предпринимаемых для активизации репатриации из стран Запада. По имеющимся многочисленным свидетельствам, многие из них возвращаются назад не только в связи с существенными социально-экономическими различиями между странами исхода и Израилем, но в значительной степени из-за того, что у новых граждан Израиля не сформировалась израильская национальная и гражданская идентичность, обеспечивающая глубокую и устойчивую связь с израильским обществом и государством.