Гершом Бен-Иегуда

Репутация ученого талмудиста из Германии Гершома бен Иегуды (ок. 960 – 1028 гг.) была столь высока, что современники называли его не иначе как «Меор ха-Гола» («Светило диаспоры»).

Считается, что мудрец родился в Мице, но жил в Майнце, где у него была своя духовная школа. Согласно одной из версий биографии, у Гершома был сын, вынужденно принявший крещение и умерший христианином. Отец долго оплакивал его, и видимо поэтому, относился к насильственно крещенным с состраданием, считая, что вернувшиеся в иудаизм не должны подвергаться гонениям со стороны верующих за совершенную ими ошибку (в этом Гершом был противником РАШИ, державшимся более строгих правил).

В Гершому обращались за советом и сочувствием евреи всего мира. Благодаря этому Рейнская область стала духовным центром европейского еврейства, а сам Гершом – самым значительным авторитетом Германии. Этого он добился благодаря широте своих знаний и силе характера, коль скоро не мог похвастаться богатством и выгодными связями. Из его работ уцелели немногие письма, но широту интеллекта подтверждают ученики, самыми известными из которых стали Ицхак бен Иегуда и Иаков бен Якар, будущие учителя великого РАШИ.

Самой важной своей задачей, делом всей жизни, Гершом считал создание авторитетного талмудического центра, который признавали бы все общины Европы, а впоследствии, и мира. Осуществить этот проект, по мнению Гершома, было возможно, собрав всех самых авторитетных и мудрых представителей всех общин в своего рода Синод, и сделать так, чтобы они регулярно встречались для обсуждения целого ряда проблем и вынесения решений, обязательных к реализации мировым еврейством. Основы деятельности «всемирного совета мудрецов» Гершом изложил в специальном сборнике «Таканот рабби Гершом» («Постановления рабби Гершома»), в котором так же подробно изложил саму идею единого мирового центра еврейства.

В качестве иллюстрации приведу здесь несколько основных предписаний:

1. Местные еврейские суды должны разбирать дела не только членов общины, но любого еврея, прибывшего в город, и обратившегося к ним.

2. Если член общины приобрел здание синагоги в собственность, он не может по личным причинам лишать права любого еврея участвовать в общем богослужении. Чтобы закрыть дверь перед одним человеком, её придется закрыть перед всеми.

3. Истец вправе прервать общую молитву, чтобы попросить заняться его делом. Это гарантия того, что все члены общины будут знать о его просьбе.

4. Всякий нашедший что-либо обязан во всеуслышанье объявить о своей находке.

5. Меньшинство должно однозначно и безоговорочно подчиняться мнению и решению большинства, что поддерживает общую силу и единство общины, не доводя дело до раскола.

Самым знаменитым постановление Гершома стал запрет на многоженство, широко практиковавшееся евреями того времени в подражание праведным праотцам (прежде всего, конечно, библейскому патриарху Иакову, имевшему, как известно, кроме двух законных жен, так же двух наложниц). Этот запрет, как официально разъяснялось, был направлен на сохранение мира в семье.

Никакой другой раввин не поднимался до таких высот признания всеми общинами Европы, как Гершом бен Иегуда. Его авторитет был столь непререкаем, что нарушение любого из его постановлений каралось отлучением от общины. Это означало невозможность жить со своими соплеменниками, молиться вместе с ними в одной синагоге, зарабатывать среди них, и рассчитывать на защиту от преследований со стороны неевреев.

В современном нам обществе это обстоятельство во многом утратило свою актуальность, зато в Средние века, когда человек не мыслил себя вне какой-либо социальной группы (общины, производственного цеха, магистратуры, сословия) такое наказание было более чем серьезным…


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *