Ицхак бен Иехуда Абрабанель

Португальский ученый, философ, политик и видный финансист Ицхак бен Иехуда Абрабанель (1437 – 1508 гг.) родился в семье принявших христианство, а затем вернувшихся к иудаизму евреев.

Дедушка Ицхака, живший в Севилье, принял крещение во время антиеврейских выступлений в 1391 году. Под новым именем Хуан Санчес он королевским казначеем в Андалусии, а через шесть лет, переехав в Лиссабон стал открыто исповедовать иудаизм. Отец Ицхака был еще более значительной фигурой в финансовом мире тогдашней Европы, состоя на службе у наследного принца Португалии.

Сам Ицхак в детстве получил блестящее образование, рос при дворе короля и благодаря своему высокому происхождению, талантам и доброму, отзывчивому характеру, пользовался большой популярностью, имея множество друзей. Он стал казначеем у португальского короля Альфонсо V. Вскоре Ицхак стал советником и даже фаворитом монарха, обращавшегося к нему по самым разным вопросам.

В то же время Абрабанель не зазнавался, всегда готовый придти на помощь простым людям, попавшим в беду. Известна история о том, что по его инициативе были выкуплены из плена двести пятьдесят евреев, попавших в рабство к североафриканским пиратам. Абрабанель так же помог в деле их обустройства в Португалии, помог им получить образование и работу, не получив с этого ни копейки прибыли, а действуя лишь от доброго сердца и сострадания к соплеменникам.

Но времена изменились. Новый король обвинил Абрабанеля в заговоре, и тому пришлось в 1481 году бежать в Испанию, а на родине бывшего казначея заочно приговорили к смерти.

Сначала Абрабанель остановился в Кастилии, неподалеку от португальской границы в ожидании того, что времена снова изменятся, и он сможет вернуться, а пока он решил заняться научной работой. Лишь окончив свои знаменитые комментарии к книгам Судей и Самуила, входящие в ТАНАХ, и видя, что, – увы! – ничего не меняется, Абрабанель поступил в 1484 году на службу к христианской королевской чете – Фердинанду и Изабелле.

Королева, в отличии от своего мужа, равнодушно-презрительно взиравшего на всех, кто стоит ниже его по социальной лестнице, не любила евреев. Искренне считая, что иудаизм – суть опасное  заблуждение, она стремилась всеми правдами и неправдами обратить евреев в христианство, опять же искренне полагая, что им от этого будет только лучше, и что евреи должны быть ей благодарны за столь благое и прекрасное деяние. Воистину, благими намерениями вымощена дорога в ад…

И все же она здраво рассудила, что еврей Ицхак Абрабанель своими талантами и связями будет только способствовать процветанию государства. И действительно, вскоре он стал самым искусным дипломатом и финансистом королевского двора, а так же, не забывая себя, скопил большое личное состояние.

Не одобряя веры своего финансиста, королева-антисемитка постоянно советовалась с ним, и часто следовала его наставлениям. Так, например, когда на аудиенцию к Фердинанду и Изабелле явился никому не известным, полуголодный и скверно одетый Христофор Колумб со своим фантастическим проектом поиска короткого и безопасного пути в Индию, именно Ицхак вложил в это плаванье большие средства, снарядив каравеллы, чьи имена вошли во все учебники истории всего мира.

В то же время, он пытался сделать все что мог для предотвращения жестокого закона об изгнании евреев из Испании: по мере сил противостоял инквизиторам, защищал евреев, выкупал их из застенков щедрыми взятками, даже устраивал им побеги из тюрем и нанимал бандитов, чтобы отбить уже идущих на костер евреев, неоднократно говорил с королем и королевой о том, что нехорошо и просто невыгодно изгонять евреев, подрывая тем самым государственную экономику…

Но вскоре понял всю тщетность своих попыток повлиять на монархов, фанатичных инквизиторов на троне. Потерпев неудачу, Ицхак вместе с десятками тысяч своих соплеменников покинул Испанию, и переселился в Неаполь, где снова занялся научной работой: составлял обширные комментарии к книгам Царств.

Со временем он снова занялся любимым делом: был принят на должность казначея у короля Ферранта и оставался на этом посту при сыне Ферранта – Альфонсе II. Во время вторжения французов, дом Ицхака был разграблен, а сам он заблаговременно бежал в Мессину, вместе с семьей короля, вверенной его заботам.

С 1503 года и до самой смерти он жил в Венеции, продолжая свои научные изыскания: перу Ицхака принадлежат три мессианских работы, отражавшие уверенность испанских евреев, что долгожданный Мессия явиться еще при их жизни, и что только это может спасти евреев всего мира…


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *