Интегральное еврейское сознание. Дмитрий Радышевский
Интегральное еврейское сознание
«Служение», ожидаемое от евреев сейчас заключается в превращении Израиля в совершенный социальный организм. Однако создать его мы сможем, лишь изменив свое сознание с устаревшего фрагментированного (упрощенно — секторального: или религиозного, или светского) на интегральное — синтезирующее духовность и рациональность.
Интегральность мышления заключается в способности гармонизировать в любом процессе — в собственной жизни, деятельности компании, организации или государства — три времени: прошлое, настоящее и будущее.
Прошлое — это корни, традиция. Настоящее — это практика и прагматика. Будущее — это мечта, это новые ветви и плоды, впитавшие соки из корней прошлого и поддерживаемые стволом — возможностями настоящего.
Интегральное мышление предусматривает двуединость треугольников Звезды Давида. Подходя к решению любой проблемы — будь то личная дилемма или государственная реформа, — носитель интегрального сознания сначала смотрит, как можно освятить, поднять сложившуюся ситуацию, основываясь на мудрости прошлого и священной традиции (восходящий треугольник), затем — каково идеальное решение, образ которого подсказывает высшее «я», и как этот идеал приземлить-воплотить на основе мудрости прошлого и анализа настоящего (нисходящий треугольник).
В человеке это предусматривает способность к синтетическому мышлению. В обществе — способность к синергетическому взаимодействию трех элементов. В древнем Израиле идеалом гармонии между этими тремя временами была гармония между тремя властями — священнической (прошлое — Цадок), царской (настоящее — Давид) и пророческой (будущее — Натан).
С духовной точки зрения сегодняшний Израиль является крайне дисфункциональным социальным организмом именно из-за отсутствия гармонии между этими тремя временами. Сегодня в Израиле есть только два времени — прошлое и настоящее. Современное «священство», хранители прошлого — ортодоксы, и властители настоящего, современное «царство» светского истеблишмента. Но и эти два времени живут не в гармонии, а в напряженном перемирии. Живой и творческой кооперации, связи между корнями и стволом между ними нет — есть силиконовый шов статус-кво. Все национальные решения принимаются исходя исключительно из интересов настоящего, из культа «Ахшав». Это обрекает ствол, каким бы крепким он ни был, на сокрушительное падение, а корни — на превращение в пенек.
Связать в живую систему крону, ствол и корни может лишь энергия любви. Общество может выработать ее только через осознание общей национальной миссии (противоположность «беспричинной ненависти» не «беспричинная любовь», но «осознанная любовь»), через осознание, что каждый сектор имеет свою уникальную святость, и только объединив эти святости, можно создать здоровый социальный организм.
Уловить в будущем этот образ миссии, вдохновить общество новым идеалом — это задача пророчества. Именно пророчество выполняет во всей полноте первый и главный призыв Бога к Израилю: «Шма!» — «Слушай!» У мусульман это «Читай!» (Коран): читай то, что раз и навсегда было записано. У евреев — слушай голос Бога живого, который постоянно говорит со своими детьми. Его голос обращен к нациям и к каждому из нас, и он сообщает нам постоянно что-то новое. Надо постоянно пытаться расслышать в шуме событий и в шуме своей души этот тихий голос, потому что в зависимости от нашего прогресса он постоянно ставит перед нами новые задачи… Правда вчерашнего дня, скопированная на день сегодняшний, становится ложью. Зло есть слепое применение сегодня вчерашнего добра.
Однако будущего — некоего сословия пророчества, тянущегося в небо ветвями и формирующего новые плоды духа, — в современном Израиле просто нет. Ортодоксии о нем думать не положено, ибо вся истина в прошлом. Власти о нем думать некогда, ибо все интересы ее в настоящем. Будущим нельзя считать «Новый Ближний Восток» Переса, потому что перспектива эта, питаемая не любовью, но выгодой, не только не имеет корней в священном, но даже ствола в настоящем — т.е. трезвого анализа намерений и возможностей наших партнеров.
Кто в Израиле, какая общность людей может стать катализатором выработки такого сознания будущего?
Здесь мы подходим к анализу третьей составляющей нашей судьбы — к русской культуре, ибо она, по убеждению автора, и дает русскоязычному еврейству Израиля потенциал коллективного пророчества — провозвестника будущего, двигателя нового интегрального сознания.
Любопытная статья… я бы даже сказал — весьма… Есть над чем поразмыслить. Спасибо за нее, ахи! :)