Национальность — израильтянин (Дмитрий Радышевский)
Национальность — израильтянин
Многие политологи и культурологи пишут сегодня об отсутствии четких параметров самоидентификации израильтян. Что делает израильтянином: иврит, иудаизм, еврейская кровь, патриотизм, просто рождение здесь или приобретение паспорта? Существуют разные конвенциональные подходы к решению этого вопроса — исторический, геокультурный, геополитический, — которые часто обсуждаются в СМИ и в академической сфере. Именно русскоязычная алия, в соответствии со своим «пророческим» потенциалом, может предложить иной подход — метафизический.
Что такое Израиль? Йесар Эль — Воцарится Бог. Израиль — тот, кто воцаряет Бога на земле, — проводник божественной воли, преображающий материальное — плоть и социум — в соответствии с законами духовного. В каббале сказано, что Исраэлъ это более высокая духовная категория, чем еврей (перешедший, трансцендентировавший свою эгоистическую природу) и иудей (свидетельствующий своей жизнью о присутствии Бога). Именно это высокое и широкое понимание сути «израильтянина» как сотрудника Всевышнего на земле и должно стать зерном новой национальной идентификации.
Израильтянин — это интегральный человек: всечеловек, собравший в своей душе искры святости всех народов, так, что все народы могут признать в его личности и в его земле, Израиле, объединяющий и примиряющий центр.
В эту породу «нового израильтянина» могут войти все граждане Израиля, включая «негалахических» евреев, репатриантов — неевреев и даже арабов: все, кто искренне предан Государству Израиль и его великой миссии.
Израильтяне-неевреи — это делегаты разных народов на самый ответственный для всех народов объект: на пилотный проект всего человечества — построение совершенного социального организма сначала на одной, отдельно взятой Святой земле. Делегат — т.е. избранный, самый лучший. Через этого израильтянина- нееврея осуществляется связь души данного нееврейского народа (арабского, русского и любого другого) с душой Израиля, через которую души всех народов соединяются воедино. То есть израильтянин-нееврей, искренне служащий делу возрождения Сиона, возведения Третьего Храма, — это человек, в каком-то смысле подобный геру, принявшему иудаизм, даже более «приближенный к Богу», чем урожденный еврей.
Идентичность израильтянина («исраэли») должна стать такой же политико-этической общностью, как ранние «иври»: союзом людей, старающихся быть «яшар Эль», прямыми перед Богом — независимо от этнической и даже конфессиональной принадлежности.
Определять, кто имеет формальное право войти в него, нужно по лояльности идее сионизма и по любви к народу Израиля: его языку, истории, культуре (что-то наподобие «светского гиюра»).
Реформа всегда — возвращение к хорошо забытому старому. «Иври» изначально было обозначением политико-этическим, а не этнически-конфессиональным. «Иври» состояли из разных племен, не только примкнувших к дому Израиля при выходе из Египта и пересекших Иордан, но и оседлых жителей Ханаана, не подчинявшихся власти местных царей. Эти «иври» объединились не государством, а этикой монотеизма. Этическая община Яхве исключала верность племенной или основанной на общем предке (учредителе царской династии) системе. Для Древнего мира это была великая этическая, наднациональная революция Яхве.
Древний Израиль был таким же плавильным котлом, как сегодня Америка. Любой, примкнувший к «иври», готовый разделить судьбу нового общества, — автоматически (после несложной операции для мужчин) становился иври. Сегодня ортодоксальному истеблишменту мало того, что человек совершил болезненную эмиграцию, вернулся на историческую родину, связал судьбу с Израилем: его все равно пытаются оттолкнуть, выясняя, чистокровная ли еврейка его бабушка со стороны матери. Расовая чистота — понятие современное. Ее справедливо опасались еще древние римляне: «Чем чище раса, тем чище зло».
Но за революцией Яхве последовала контрреволюция царей. Только после введения монархии «иври» стало обозначением этническим. Политика взяла верх над этикой. Цари Израиля постепенно отменяли Царство Божие.
Сегодня Израилю нужна новая этическая (не светская и не ортодоксальная) революция. Суть ее — объединение высших ценностей «демократов» и «ортодоксов».
Светские должны понять, что все эти духовные категории реальны: избранность евреев, святость (и полнота) Земли Израиля, наши корни и наша миссия; понять, что не надо повторять ошибку Запада — в отказе от любых сверхценностей, кроме «прав» человека.
Религиозные должны понять, что не надо повторять ошибки Востока — что нельзя судить о греховности по несоблюдению формы, надо выйти из духовного гетто, понять, что люди верующие должны стать примером в исправлении социальных зол: «справедливости искать» — и не только в отношении своего сектора, а везде, где в государстве «неверные весы». Именно религиозные, более крепкие в вере, должны были бы возглавить покаяние нации: за стяжательство, ложь и предательство.
В каббале сказано, что мировая душа — это некий магический кристалл, расколотый на 70 кусков, каждый из которых принадлежит одному из 70 народов. Всевышний хочет их соединения. Но у них нет общих граней — они не могут притереться друг к другу.
Центром этого кристалла является Израиль. Он представляет собой маленький 70-гранный алмаз, каждая из граней которого особенно близка какой-то одной из 70 граней народов. Именно поэтому еврей в диаспоре так глубоко постигает душу своей «гойской» грани — душу народа, среди которого он живет, становясь лучшим поэтом, писателем, артистом и даже политиком этого народа и полностью отождествляясь с его интересами.
Способность понять суть, искру святости чужой души (культуры, религии, страны), вычленить ее и продемонстрировать владельцу (вот твое высшее «я», остальное — скорлупа, загрязнения; вот какой ты на самом деле, вот каким видит тебя Бог — давай строить вместе на основе этой святой сути) — в этом особенность еврейской души.
Вот так, присоединяясь к Израилю и через Израиль, народы сойдутся вместе — воссоединятся, как и обещано пророками Израиля, вокруг горы Божьей, Сиона.
Будущая цивилизация мира — Цивилизация Израиля. Антисемиты правы: план «еврейского захвата мира» существует — но захвата духовного, а не финансово-политического, и существует он в промысле Божьем, а не в кнессете или Белом доме. Подозревать в этом еврейских лидеров политики и бизнеса, увы, смешно.
Создать этот идеал нового израильтянина — священника нового мира, сочетающего в себе древнюю мудрость и новейшее знание, умеющего проявить в каждом человеке или народе лучшее и святое и объединяющего всех на основе этого лучшего вокруг Израиля — создать этот идеал и вдохновить им нашу молодежь, чтобы она увидела: быть израильтянином — это великая честь и ответственность, это вообще самое крутое, самое, что может быть, — в этом важнейшая задача наших интеллектуальных элит, и в первую очередь — общинной элиты.
Всевышний в своей мудрости недаром сделал первыми массовыми израильскими всечеловеками (пресловутыми «л о рашум») именно евреев из России. В изгнании евреи собирали «искры духа» из всех культур и наций: именно это и есть то самое «золото египтян», вынесенное из дома рабства. Российские евреи вынесли с собой искры русской всемирности духа, столь родственной еврейской всечеловечности, став наиболее проявленной на сегодняшний день связью Израиля с «разноплеменным множеством», подобным народу, вышедшему из Египта: с человечеством, которое также должно превратиться в конце времен из «ло рашум» в настоящих «исраэли».
Одновременно являясь в большинстве своем «светскими верующими», русские евреи — с духовной точки зрения — стали пилотным проектом внутри большего пилотного проекта Израиля: стали группой, в которой исподволь происходит процесс наполнения внешних цивилизационных форм современности древней духовной мудростью.
Спасибо за статью. Настолько все точно изложено.
Скажите пожалуйста, какую национальность указывают в паспорте гражданина Израиля. Не думаю, что там пишут по русски «еврей»?