Йом-Кипур

На десятый день еврейского месяца тишрей выпадает Судный день (Йом Кипур, יוֹם כִּפּוּר‎) – день Высшего суда и искупления грехов, День прощения. Это – единственный день в году, когда нам необходимо честно, внимательно и строго проанализировать свои поступки, покаяться в грехах и пообещать, что впредь мы не будем творить зло ни делами, ни мыслями своими.

Из священной истории известно, что в этот день Моисей получил вторые Скрижали Завета, взамен разбитых им от отчаяния при виде сынов и дочерей Изральевых, поклоняющихся золотому тельцу. И в этот же день наш народ был окончательно прощен за этот страшный грех. Таким образом, Всевышний судил и простил наших предков, как поступает Он по неизъяснимой милости своей ежегодно.

В древности, когда в Иерусалиме стоял Храм, Судный день был одним из самых великих, торжественных и, пожалуй, самым важным праздником.

Первосвященник совершал процедуру самоочищения, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Изральева. Затем, зайдя в Святая Святых, — особое помещение, где хранился Ковчег Завета, — он шепотом произносил истинное имя Б-га. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли особого рода молитвы.

Но, прежде чем разобрать их, — хотя бы поверхностно, ибо подробный и полный разбор со всеми комментариями и примечаниями, мнениями мудрецов и цитатами из священных книг выходит за рамки этого краткого очерка, — я хочу остановиться на приготовлениях к этому великому празднику.

Незадолго до начала Йом-Кипура мужчине надлежит окунуться в микве (или в море, если есть такая возможность) и, кроме того, хорошо вымыться. До того, в течение дня надо совершить обряд «капарот» (см.), устроить обильную праздничную трапезу и благословить детей – все это в первой половине дня. Перед зажиганием праздничных свечей и после возвращения из микве, устраивают последнюю трапезу накануне Йом-Кипура, т.н. «сеудат мафсекет». Вышеупомянутое зажигание свечей на этот раз тоже особенное, так как нынешний Йом-Кипур совпал с субботой! Поэтому, кроме обычных субботних свечей зажигают две особые свечи: одну – за души всех живых членов семьи, другую – в память о душах родителей и родных, покинувших этот мир.

Йом Кипур – день строгого поста: запрещены не только любая работа (как в субботу), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и половые отношения. Этот день все евреи стараются проводить в синагогах в молитве и раскаянии.. Множество одетых в белое (талиты и «кители») мужчин и женщин, так же предпочитающих белые цвета, устремляются в быстро наполняющиеся народом синагоги; сюда приходят даже те, кто не бывает там в течение года!

В Израиле, — чему я сам неоднократно был свидетелем, — закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин, зато множество галдящих детей, свободно разъезжающих на велосипедах и скейтбордах по пустым улицам. По этой причине в Израиле Йом-Кипур в шутку называют «Днем еврейского велосипедиста».

«Работают» только армия (память о Войне Судного дня 1973 года, когда на Израиль напали египтяне и сирийцы именно в Йом-Кипур, все еще очень свежа!) и полиция, особенно антитеррористические бригады, ибо враги стараются испортить нам любой праздник. И, конечно, работает служба «скорой помощи» и все коммунальные предприятия: электричество, вода и пр. должны поступать бесперебойно.

Итак, вернемся к молитвам. Коль-Нидрей («Открывающая молитва») поистине стала символом всего праздника. Она поется вслух трижды на прекрасный мотив, пришедший из средневековой Испании.

В Йом Кипур читают также особую поминальную молитву «Изкор», к которой в наши дни добавилось еще две части: поминовение жертв Катастрофы и погибших в войнах за независимость Израиля, особенно в войну Судного дня, когда прямо из синагог солдаты спешили на фронт.

Особое значение приобретает «Закрывающая молитва», произносимая при заходе солнца: с нею закрываются небесные Врата Милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздаются звуки шофара и слышен завершающий все обряды призыв: «В следующем году – в Иерусалиме».

Однако, это еще не все. В этом году, как отмечалось выше, Йом-Кипур совпал с субботой, поэтому, вернувшись из синагоги, верующие евреи совершают «авдалу» — обряд отделения субботы и праздника от будней, после чего устраиваем праздничную трапезу, по силам проголодавшихся домочадцев.


Как скачать?

1 Response

  1. Вечная Жидовка:

    :grin: ГМАР ХАТИМА ТОВА! :grin:
    Да будет Господь к нам всем милостив и запишет Он всех нас в Книгу Жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *