ЙОЗЭФ БЕН-ИССАХАР ЗЮСКИНД ОПЕНГЕЙМЕР

«- Итак, ты полагаешь, — сказал он в заключение, — что комиссии важно было осудить не мошенника, а еврея?..
С улицы доносился бойкий мотив: «На виселицу еврея!»
На следующий день он подписал смертный приговор.
— Лучше, чтоб еврей был незаконно повешен, — сказал он, — чем по закону оставлен в живых… — И еще сказал: — Редкий случай, чтоб еврей расплачивался за мошенников-христиан».

Лион Фейхтвангер «Еврей Зюсс».

современная карта Баден-Вюртемберга

О семье самого знаменитого «придворного еврея» — финансиста, воспетого в романе Л. Фейхтвангера «Еврей Зюсс», Йозэфа бен Иссахара Зюскинда Оппенгеймера (1689 – 1738 гг.) мы располагаем весьма скудными сведениями. Известно, что образование и деловой опыт, сыгравший решающую роль в его блестящей карьере и трагическом конце, он получил вдали от дома, у своего родственника, амстердамского банкира Шмуэля Оппенгеймера.

В 1732 году Йозэф Зюскинд близко сошелся с принцем Вюртембергским Карлом-Александром. Тот с большим вниманием отнесся к финансовым советам своего нового знакомца, а затем, убедившись в их справедливости, предложил еврею стать своим коммерции агентом. Этот шаг не вызвал никаких нареканий в высшем обществе, ибо иметь евреем финансового советника считалось более чем престижным. Через одиннадцать лет Карл-Александр стал герцогом и назначил Йозэфа Зюскинда ответственным за финансы своей страны. Поселившись в роскошном доме, тот начал проводить финансовую политику, направленную на достижение централизации власти в руках своего патрона-герцога.

Ситуация резко изменилась уже через два года. Бедой для Йозэфа Зюскинда стало истинно немецкая педантичность и еврейский (в худшем смысле этого слова) гонор. Первое подвигло Йозэфа Зюскинда на проведение широкомасштабной финансово-банковской реформы, второе – на домогательства от императора Священной Римской империи дворянского титула. Возможно, он и добился бы своего, если бы не получил разъяснения, о том, что не крещенный не может быть дворянином ни в одном государстве Европы. Йозэф Зюскинд категорически отказался принять христианство, хотя и открыто пренебрегал религиозными законами своего народа.

Проведенные им реформы оказались полезными для государства в целом, но не облегчили жизнь простых граждан. Даже наоборот: обнищание широких масс, и появление многочисленных евреев-откупщиков, монополизировавших, с разрешения герцога, целые отрасли промышленности и платившие колоссальные налоги, для чего выбивали деньги с горожан и крестьян любым способом, породило небывалую в этой стране волну антисемитизма. Дошло даже до «кровавых наветов», чего никогда раньше в Вюртемберге не случалось! С помощью солдат Йозэфу Зюскинду удалось защитить евреев, но жестокая расправа с погромщиками лишь усилила народную ненависть не только к финансисту-еврею, но и к самому герцогу, тем более, что Карл-Александр и так, мягко выражаясь, не пользовался большой популярностью, будучи католическим правителем протестантской страны.

серебрянные монеты германских княжеств XVIII в.

В 1737 году, при до сих пор не выясненных обстоятельствах, скончался ненавидимый собственным народом герцог Карл-Александр. В тот же день Йозэфа Зюскинда арестовали по обвинению в заговоре с целью реставрации в стране католицизма и в государственной измене. На более чем скандальном судебном процессе ему, по сути дела, было отказано в защите, а судьи задавали непристойные вопросы по поводу отношений Йозэфа Зюскинда с женщинами, ибо, как всем было известно, еврей-финансист, несмотря на годы и некрасивую внешность, монахом никогда не был и ни одной юбки не пропускал. И хотя обвинения ничем не были подтверждены, суд приговорил Йозэфа Зюскинда к смертной казни через позорное повешенье с конфискацией имущества. Через год, его казнили при большом скоплении веселящегося от души народа. Он мог спастись, — ему предлагали полное прощение и всего лишь отстранение от занимаемой должности в случае принятия христианства. Йозэф Зюскинд гордо отказался, приняв решение умереть евреем. Общины Германии пытались спасти его, предлагая баснословный выкуп, но это не помогло. Ставший после смерти легендарным, раскаявшийся в своем неверии и вернувшийся в тюрьме на путь благочестия, «еврей Зюсс» умер на виселице с еврейской молитвой на устах.

постер к нацистскому фильму "Еврей Зюсс" (1940 г.)

В заключении, остается добавить, что о судьбе Йозэфа Зюскинда был написан не только роман Фейхтвангера, но и снят, в 1940 году, в нацистской Германии кинофильм (сейчас его копия храниться в киббуце Лохамей-а-Гетао в Музее Катастрофы). Эта откровенно антисемитская картина пользовалась небывалой популярностью, хотя не имела ничего общего с прославленным романом. Сделанный в стиле эйзенштейновского «Ивана Грозного», яркий, полный мрачной динамики и демонического реализма рассказ о заговоре герцога-католика и еврея-финансиста против лютеранского населения Вюртемберга, вызывал такую бурю негодования в сердцах зрителей, что часто погромы начинались сразу же после окончания киносеанса. Особенно нацистов трогала до предела натуралистично снятая сцена изнасилования красавицы-блондинки (само собой, истинной арийки) кошмарным и отвратительным, похожим скорее на какого-то вампира, евреем Зюссом. Это преподносилось как последняя капля, переполнившая чашу терпения честных, простых немцев, и приведшая еврея Зюсса на виселицу. Занавес. Аплодисменты. Теперь можно идти бить евреев, мстя им за поруганную честь гордой немецкой нации!


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *