Каббала «для чайников». Часть вторая

А теперь перейдем к самому главному. Кто хочет — возьмите ручки и бумажки. Записывайте, а еще лучше запоминайте без записей, ибо учение — тайное и нечего посторонним в него совать свои носы, — там, куда они без спросу сунуты,  очень легко их потерять…

Итак, Каббала, как она есть, разделяется на умозрительную («каббала июнит») и прикладную («каббала маасит»), проще говоря, на теорию и практику национальной еврейской магии.

Умозрительная каббала в свою очередь состоит из двух главных частей: космогонии – «маасэ берешит», букв. «пути (того, что было) в начале начал», и теософии – «маасэ меркаба», букв. «пути Колесницы Божьей». Космогонические и теософические экзерсисы каббалы настолько органично перетекают друг в друга, что не поддаются отдельному изложению.

Тем не менее, кое-что сказать можно (даже нужно…)

Умозрительное учение каббалы исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого  определения и ограничения, может быть названо только «Эйн-Соф», т. е. нечто Бесконечное. Чтобы дать в самом себе место некоему конечному существованию, «Эйн-Соф» должен сам себя ограничить. Отсюда «тайна стягиваний» («сод цимцум») – самоограничения или самоопределения абсолюта, наложенные им на самого себя по доброй воле, и дающие ему возможность проявляться в своих созданиях.

Первоначальное условие существования «Эйн-Софа», по образному представлению каббалистов, есть то абсолютно пустое место (в первый момент – только точка, где нет ничего, даже вакуума). Однако, само по себе это условие — уже есть проявление самоограничения или «стягивания».

Древо Сфирот

Благодаря этой пустоте, бесконечный свет «Эйн-Софа» получает возможность «лучеиспускания» или эманации (так как теперь есть куда эманировать). Свет этот не физически ощутимый, как свет солнца, к примеру, но лишь умопостижимый, и его первоначальные лучи — суть основные формы или категории бытия.

Их тридцать два, этих самых лучей, или, если угодно, «пути премудрости», а именно – 10 цифр (от 0 до 9) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), каждой из которых  соответствует особое Божье имя, ипостась, свойство. Подобно тому, как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, а 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможнейшие книги, так и неизреченное Божество посредством 32 путей открывает свою бесконечность.

Насколько можно понять, различие между цифрами и буквами имен Божьих в этом откровении состоит в том, что первые выражают сущность Божества в объективной эманации (прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена –  суть субъективные самоопределения Божества (лучи отраженные).

Вот названия 10 цифр (сфирот, трансформировавшихся с течением времени в образы сфер): 1. Венец (кетэр); 2. Мудрость (Хокма); 3. Ум (Бина); 4. Милость или Великодушие (Хесед или Гедула); 5. Крепость или Суд (Гебура или Дин, также Пахад); 6. Красота или Великолепие (Тифэрет); 7. Торжество (Нэцах); 8. Слава или Величие (Ход); 9. Основание (Иесод), и 10. Царство (Малхут).

Мыслимые как члены одного целого, сфироты образуют форму совершенного существа — первоначального человека (Адам-hа-Кадмон).

Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: Кетэр – это чело, Хокма и Бина – два глаза, Хэсед и Дин – две руки, Тифэрет – грудь, Нэцах и Ход – бедра и паховая область, Иесод и Малхут – две ноги.

В области божественных эманаций, каббалисты резко размежевывали само Божество от его проявления, которое они называли «Шхина» (скиния) и образно-мистически представляли как женскую сторону Божества. Шхина иногда отожествляется с последнею сфирой – «малхут», которой, как женскому началу, противополагаются все прочие, как мужское. Таким образом, Божество и Шхина — суть нечто вроде жениха и невесты, от соития в браке которых рождается всё сущее, само собой, в метафорическом, обобщенно-мистическом плане.

Еще сложнее представляется это в книге «Зогар». Здесь образуемый сфиротами Адам-га-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира Милость или Великодушие, с тремя правыми или мужскими сфиротами, образует «Великое Лицо» (Арох-Анпин), или «Отца» (Аба). Противоположная ему сфира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сфиротами, образует «Малое Лицо» (Зеир-Анпин) или Мать (Има). Происходящая из их соединения сфира Красота или Великолепие называется «Столп Середины» (Амуда Деэмцоита) и представляется как «Новое лицо» или «Сын». Остающаяся затем первая высшая сфира Венец принимается за особое лицо – «Вечный (древний) день» (Атик-Йомин). Именно эта, антропоморфно-эзотерическая, сторона описания, как нетрудно заметить, весьма близка к христианской теологии (Троица — Бог, Сын и святой Дух), что и дало возможность создания христианами собственной кабалистики.

Сфироты – суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияния или Спасения (Ацилут). Большее или меньшее отдаление от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом: в начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к миру выражено тремя глаголами – «творить» (бара), «создавать» (иецэр) и «делать» (аса). Отсюда три различных мира: мир «творения» (бриа), т. е. область творческих идей и живущих ими чистых духов; затем мир «создания» (иецира) – область душ или живых существ; и наконец мир «делания, производства» (асиа) – сфера материальных явлений, наш видимый физический мир.

Эти миры не разделены между собою внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или «сосудами» (келим) благодати.

Человек принадлежит одновременно ко всем мирам: по телу и чувственной части души (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, по волеизъявляющему и деятельному началу своей души (руах) он сродни миру сил, а высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает в мире идеальных сущностей, и, наконец, в нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с божеством – абсолютное единство (иехида), возводящее его на степень непосредственного сияния Вечного Света.

Принадлежа, таким образом,  ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с божеством. Существа же непосредственно живущие в высших мирах – ангелы.

Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенною; иногда он отожествляется с архангелом Михаилом, а иногда даже с Мессией!

Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света. В том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так называемая «шелуха бытия» или «скорлупа» (клиппот) – это суть нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро должна быть своя скорлупа.

страничка, содержащая каббалистические записи и рисунки

Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение. Оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур): первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия в новых телах до полного очищения, последнее же — означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста, с благой целью для  того или другого, или, что еще чаще, для обоих.

Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала, или, непосредственно, магическая практика. Связь между нею и умозрительною – признание мистического смысла букв и библейских имен. Относясь к Библии, как к тщательно и скрупулезно зашифрованному тексту, применяя различные шифры (подставка числового значения букв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т. д.), можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи. К примеру,  угадывать сокровенное и предсказывать будущее.

Более того, поиск истинных имен — т. е. буквенных сочетаний, означающих «истинную суть» предмета, явления или живого существа — лишь одна сторона магии. С помощью имен можно не только повелевать теми, чьи имена известны, но и путем гематрии, нотарикона и темура (мистических практик-ритуалов) переставлять буквы в имени, изменяя не только слово, но и сам объект.

Сферы применения такой магии, сами понимаете, безграничны: от оживления неживого до создания монстров и совершенно новых существ, предметов, вещей путем чудодейственного воздействия. К сожалению, — нет, все-таки, к большому счастью! —  каббалисты более чем тщательно оберегают свои тайны, посвящая в них отнюдь и далеко не всякого. Я не из числа посвященных, но с каббалистическими чудесами сталкивался, и, признаю, ничем рациональным не могу объяснить того, что видел…

Впрочем, это совсем другая история.


Как скачать?

1 Response

  1. Дао:

    Каббала-это Волшебство, а мы приемник. Но нужна еще осознания процесса, что б Волшебство сбывалось. Нужно работать с шаблонам Кабалы, и прорабатывать каждую сефирь. Важен анализ вашего отношения к сефирям — это как ян-инь в фэн-шуи.
    Мы и космос не разделимы!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *