КЭМ: А — Аггада

Аггада (אַגָּדָה или הַגָּדָה, досл. «повествование»), — часть Устной Торы (см.), не входящая в Галаху (см.), то есть не имеющая характера религиозного закона.

Собственно говоря, А. есть некий сборник притч, нравоучительных сентенций, больших и малых проповедей, поэтических гимнов народу Израиля и Святой земле и просто интересных философско-теологических рассуждений. В Мишне (см.) аггад. материал содержится в сравнительно небольших количествах, зато в Иерусалимском Талмуде (см.) аггад. материал занимает около трети текста, а в Вавилонском (см.) — около четверти.

Основным создателем А. явилось еврейство Эрец-Исраэль во времена Второго Храма (см.) и вплоть до конца талмудического периода, то есть, фактически, палестинским по происхождению. Таково же происхождение аггад. материала во всех старейших мидрашах (см.). Среди законоучителей одним из наиболее выдающихся знатоков А. был Иоханан бар Наппаха, говоривший, что он знает всю А., за исключением той, которая связана с книгой Притчей Соломоновых (см.) и с Коhелет (см.).

Являясь, таким образом, продуктом творчества многих поколений, А. в значительной части опирается на ТАНАХ (см.). Многие повествования, входящие в А., представляют собой запись народных преданий, связанных с библейскими персонажами. События, о которых рассказывается в Торе (см.), часто служат в А. ядром нового развернутого повествования, а персонажи, которым в ТАНАХе уделено сравнительно мало внимания (или просто упомянутые мельком), иногда становятся центральными героями рассказов А..

Как отмечалось выше,  А. не содержит четко выработанных предписаний, исполнение которых считается обязательным, и религиозные авторитеты уже талмудического периода не считали ее столь же нормативной, как Галаху. Вместе с тем, некоторые части А. являются древнейшими источниками еврейского мистицизма, особенно аггад. материалы, связанные с развитием еврейской эсхатологии (см.). А многие фрагменты А. имеют характер острой полемики с саддукеями, гностиками и христианами.

Большинство притч и рассказов А. содержат сюжеты и мотивы, широко бытующие в мировом фольклоре. Контакты между евреями и другими народами в период, когда создавалась А., привели к ощутимому влиянию на нее концепций и взглядов этих народов, и прежде всего — разных школ греческой философии (платоников, стоиков, пифагорейцев) и культуры ближневосточного эллинизма.

Наиболее существенный вклад в изучение А. внесли В. Бахер (1850–1913) и Л. Гинцберг. Широкую популярность получил свод А., выполненный Х. Н. Бяликом и И. Х. Равницким: «Сефер ха-аггада» (в русском переводе «Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей в 4-х частях», Одесса, 1910–1919).


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *