КЭМ: А — Антропоморфизм Божества



АНТРОПОМОРФИЗМ БОЖЕСТВА

Тора изобилует выражениями, придающие Б-гу человеческие чувства, внешность и качества. Например, Адам и Ева слышали голос Б-жий, гуляющего по саду Эдема (Бытие, 3), «и увидел Господь… и раскаялся Он… и воскорбел в сердце Своем» (Бытие, 6, 5-6), Б-г освободил сынов Израиля из Египта «рукою крепкою и мышцею простертою» (Второзаконие, 4, 34), дал Моисею две каменные скрижали, на которых было написано «перстом Б-жьим» (Исход, 31, 18) и т.д. и т.п. Талмуд и Мидраш тоже нередко прибегают к подобным описательным формам…

Обращения к Создателю, который открывается людям и активно вмешивается в ход истории, едва ли могут обойтись без такого А.-б., хотя временами, он создавал определенные проблемы для понимания. Так, средневековой еврейской философии было непросто сочетать библейские представления о Б-ге, находящегося в тесных отношениях с людьми и наделенном, как показано выше, многими человеческими чертами, со строгой, лишенной образности монотеистической концепции, в которой  понятие «Б-г» отожествляется с «главной движущей силой Вселенной». Здесь Б-г абсолютно иной: Он нематериален, вечен, бестелесен и непреложен в своем беспристрастии.

Со временем теологические вызовы (например, христианская доктрина о воплощении Господнем в человека) и распространение концепций греко-арабской философии, побудили еврейских мыслителей к попытке преодолеть  противоречия, присущие почти любому отрывку Торы, наподобие приведенных выше.

Решение этой проблемы, принятое каббалистами, можно назвать рискованным: вводя четкое различие Б-га невидимого, «непознанного и непознаваемого» («эйн-соф», букв. – «бесконечный») от десяти Его мистических ипостасей («сфирот»), находящимися в контакте с созданным им миром, каббалисты могли навлечь на себя упреки чуть ли не в многобожии, поскольку идея воплощения Б-га в десяти сфирот, правящих миром, во многом похожа на христианскую идею Троицы.

Со своей стороны, еврейские философы предложили альтернативное решение: интерпретировать библейский и раввинский А.-б. как простую метафору и образное сравнение, не имеющее ничего общего с реальностью…





Мы в Facebook. Жмите:

Как скачать?


Вам может быть так же интересно:

2 ответов

  1. dan:

    СУПЕР :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *