КЭМ: А — Ассимиляция

АССИМИЛЯЦИЯ

«Иосиф представляет собой первого в истории ассимилированного еврея. И в качестве такового он является архетипом всех ассимилированных евреев с древних времен и до наших дней, где бы они не проживали: в Германии, России или Америке. Образ этот весьма узнаваем, и каждый из нас может назвать многих подобных ему людей, в том числе известных широко. Но не стоит переходить на личности«

раввин Григорий Котляр, комментарий к недельной главе Торы «Мекец»

Ассимиляция (лат. assimilatio — уподобление) означает принятие чужой культуры, по возможности полную интеграцию в чужой мир, чужое сообщество людей. Собственно, различают два вида А.: структурная и поведенческая.

Под структурной А. понимается процесс стирания отличительных особенностей той или иной этнической группы в результате направленного стремления всех её членов полностью слиться с окружающим его чужим обществом. Сам процесс может осуществляться так же под влияние внешних факторов, если они глубоко изменяют (вплоть до полного разрушения) национальную идентичность данной группы людей.

Вместе с тем поведенческая А., изменяя весьма широкий круг культурных и социальных особенностей этнической группы, нейтрализуя воздействие внешних сил, не подавляет вовсе чувства национальной идентичности и позволяет этнической группе развиваться, передавать свою культуру и веру следующим поколениям. Естественно, на практике эти два вида А. идут, что называется, бок о бок.

Что касается А. евреев (как структурной, так и поведенческой), то она конкретизировалась и начала реализовываться лишь после возникновения благоприятных предпосылок, одной из которых, например, было движение эмансипации и просвещения во второй половине XIX века.

Рассмотрим этот процесс на примере евреев Франции. Интеграция французских евреев, начавшаяся сразу же после Великой Французской революции (1789 — 1794 г.г.), произошла за относительно короткий срок, в результате чего возобладало мнение, что эти евреи потеряли свою национальную идентичность.

И в самом деле, эмансипация сократила влияние религии на жизнь еврейской общины. Будучи полноправными гражданами Франции, евреи мало чем отличались от своих соотечественников-неевреев, и вопрос исповедания той или иной религии стал личным делом каждого. Естественно, формы выражения еврейского характера и менталитета изменились, но в то же время ничто не подтолкнуло французских евреев к вероотступничеству. В обществе, где проведена четкая грань между личной и общественной жизнью, как это было сделано во Франции, каждый может оставаться безупречным французским гражданином, сохраняя при этом уважение к своим еврейским корням и традициям. По сей день в удостоверениях личности французских евреев пишется: «француз Моисеева вероисповедания», в отличии от того, что писалось в хорошо нам памятных «серпасто-молоткастых» паспортах.

В то же время, процесс А., скажем, в Германии и Австро-Венгрии, наоборот, предполагал априори принятие евреями местной культуры, что предшествовало их официальной эмансипации (наделению общегражданскими правами наравне с коренным населением). Это породило немало трудностей, как в личностном, так и в социально-общественном плане, и привело к тому, что многие двери оставались закрытыми для евреев, уже ощущавших себя членами сообщества. В таких условиях, соблазн вероотступничества чрезвычайно велик…


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *