КЭМ: А — Авраам

Около 4200 лет назад (а если быть совсем точным, то в 1812 г. до н.э.) в Уре, — одном из древнейших городов халдейской цивилизации, — в семье ваятеля идолов Тераха, родился мальчик, которому счастливые родители нарекли имя Аврам. «И вот порожденные Терахом: Терах породил Аврама» (кн. Берейшит, гл. Ноах, 11:27), — как лаконично сообщает Тора.

Однако прежде чем перейти к жизнеописанию Авраама, считаю нужным сказать несколько слов о его отце– Терахе. Уже само по себе имя этого человека, указывает, что он был жрецом-прорицателем («тирху» на шумерском языке, согласно расшифрованным письменам), а желание семьи, чтобы их называли «ибри» (от которого произошло слово «евреи», ставшее со временем самоназванием нашего народа), свидетельствует о том, что они были уроженцами города Ниппура. По-крайней мере, эта гипотеза имеет такое же право на существование, как и все остальные.

руины храма древнего шумерского города Ур

Как бы там ни было, а Терах, — один из посвященных жрецов высшей касты, — приблизительно в 2100 году до н.э., покинул Ниппур, перебравшись в Ур. Этот период в истории Ура известен ученым-шумерологам как «Ур-3», поскольку город в третий раз стал столицей империи Шумер-Аккад. Процветание и единство государства обеспечивалось не только силой оружия, но и высоким уровнем культуры, унифицированным пантеоном богов, ставших едиными для всех покоренных народов, эффективной формой правления, и — не в последнюю очередь, — развитой торговлей.

Шумеро-аккадская монархия пала под ударами кочевого народа гутеев, пришедшего из западного Ирана. Победив, варвары установили власть своих полудиких вождей, носивших титулы «цари четырех сторон света» над всей Месопотамией. Эти события вынудили Тераха спасаться, перебравшись из Ура в Харран – город, основанный шумерскими купцами в верхнем течении Евфрата. Являясь крупным центром на пересечении торговых путей (о чем свидетельствует само его название – «караван»), Харран славился большим храмом, посвященным богу Луны, Нанну.

Сюда Терах перевез и свою семью. В Харран вместе с ним приехал его первенец Аврам, второй сын – Нахор, невестки Сара и Милка, а также внук Лот, сын брата Арана, который умер в Уре, видимо, в ходе погромов, учиненных варварами. По свидетельству Торы, семья жила в Харране довольно долго, а сам Терах умер в возрасте 205 лет.

Вернемся, однако, к Аврааму, которого пока звали Аврам. Повзрослев, он взял себе в жены Сарай, — девушку, фактически с которой вырос вместе, и бывшую на десять лет моложе него. Родство их было довольно-таки близкое, о чем сам Авраам прямо говорит: «…подлинно, она – сестра моя, дочь моего отца она, но не дочь моей матери и стала она мне женой» (кн. Берейшит, гл. Вайера, 20:12). Таким образом, Сарай приходилась своему мужу сводной сестрой, так что обвинения в инцесте и обзывания всех евреев ублюдками («они все – дети страшного, греховного совокупления… когда единоутробные Авраам и Сара, брат и сестра, похотливо, как козел с козлицею, смешав кровь… и у них вышло порождение мерзостное…» (Максим Праведник, «О браке», 45. 303) мы с негодованием отметаем!

О жизни Авраама до знаменитого «исхода» из Харана мы вообще ничего не знаем, даже больно много знающий Мидраш молчит. Рассказ о нем возобновляется только после смерти Тераха, когда Б-г воззвал к Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (кн. Берейшит, гл. Лех Леха, 12:1-2).

«Авраам на пути в Ханаанскую землю» (Питер Ластман, 1614 год)

С собой в путь Аврам взял свою жену Сарай, племянника Лота, всех своих слуг и имущество, после чего направился в Ханаан. «Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана» (кн. Берейшит, гл. Лех Леха, 12:4), а его брат Нахор вместе со своей  семьей остался в Харране.

Следуя указаниям Свыше, он дошел наконец до «земли Ханаанской» и поселился в ней, где стал кочевать со своей семьей и стадами, время от времени сооружая жертвенники Б-гу.

Но на спокойную жизнь пустынного шейха наш праотец не мог рассчитывать. Известно, «Бог испытывает того, кого любит» (не знаю, кто сказал, но сказал верно), вот и великий РАМБАМ писал, что на новом месте, Аврам подвергся девяти испытаниям (десятым, — а по счету первым, — был уход из родной Вавилонии). О каждом из них, — часто настолько взаимосвязанных, что с трудом разделимы друг от друга, — можно было бы написать отдельную статью, но это выходит за рамки энциклопедического очерка, поэтому буду краток.

Когда в стране наступил голод, Аврам был вынужден отправиться в Египет, взяв с собой всю семью и Лота. В Египте Авраам выдал Сарай за свою сестру, из-за опасения, что египтяне способны убить его ради того, чтобы без проблем завладеть его женой. В результате, фараон взял Сарай в свой дворец. «И Авраму благотворил (фараон) ради нее: и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и ослицы и верблюды» (кн. Берейшит, гл. Лех Леха, 12:16). Вскоре, однако, фараон был поражён Свыше болезнями, и оказался вынужден вернуть Сарай Авраму, с тем, однако, условием, чтобы тот немедленно покинул Египет.

Вернувшись в Ханаан, Аврам и Лот еще некоторое время кочевали вместе. «…нести не могла их земля, чтобы жить им вместе, ибо было их имущество велико…» (кн. Берейшит, гл. Лех Леха, 13:6). Тогда, чтобы не провоцировать ссоры с родственником, заменившим ему отца, Лот отделился от Аврама: он поселился в прииорданской области, в городе Содоме, а Аврам –  в Хевроне.

После этих событий Б-г явился Авраму снова, вновь подтвердив своё обещание: «всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее, и твоему потомству навеки.  И сделаю потомство твое (несметным) как прах земной» (кн. Берейшит, гл. Лех Леха, 13:15-16).

напольная мозаика, изображающая отделение Лота от Авраама

Почти одновременно с этим, Аврам узнал, на Содом напало союзники царя Эламского, во главе с ним самим. Они разграбили и увезли в плен жителей, среди которых оказался и его племянник Лот. Аврам немедленно вооружил своих людей «питомцев своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать» (кн. Берейшит, гл. Лех Леха, 14:14), погнался за грабителями «до Дана» (там же), разгромил войско четырёх царей и освободил из плена не только своего племянника, но и других содомян.

Возвратившись из похода, Аврам получил благословение Мелхиседека, царя Салима (Шалема), — по-видимому, древнейшее название Иерусалима, — после чего заключил союз (завет) между собою и Б-гом («меж рассечённых частей» (кн. Берейшит, гл. Лех Леха, 15)).

Брак Аврама с Сарай долгое время оставался бесплодным, и Сарай, по обычаю тех времён, отдала своему мужу для продолжения рода свою рабыню, египтянку Агарь. Таким образом, на 86-м году жизни, у Аврама от Агари родился первенец Ишмаэль, — как впоследствии оказалось, родоначальник арабских племён (кн. Берейшит, гл. Лех Леха, 16:15-16).

Ровно за год до столетнего юбилея, Бог снова явился Авраму, возвестив, что отныне его имя Авраам, и в знак завета Аврааму и его потомкам следует совершать обрезание: «…завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя… да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» (кн. Берейшит, гл. Лех Леха, 17: 9-12).

явление Аврааму трех ангелов Г-сподних (гравюра А. Дюрера)

Также Бог возвестил, что имя жены Авраама отныне будет Сара, вместо Сарай, и пообещал, что через год у неё родится сын, Ицхак, которому суждено великое будущее: «…Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным потомству его после него…» (кн. Берейшит, гл. Лех Леха, 17:19). Авраам, не медля, в тот же день исполнил повеление Господа, обрезав сам себя, а потом своих детей и всех мужчин своего семейства.

Вскоре после обрезания к Аврааму явились три ангела, возвестившие о предстоящем рождении Исаака. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своём намерении разрушить Содом и Гоморру за преступления их жителей. Об этом я расскажу в отдельной статье КЭМа, а пока только сообщу, что Авраам вновь пустился в кочевье из своего постоянного места жительства, — дубравы Мамре, — и направился к филистимской границе. Здесь Аврааму снова угрожала опасность лишиться жены, которая была взята царём города Грар Авимелехом в свой гарем. Вскоре, однако, история повторилась: Авимелех был вынужден отпустить Сару по велению Б-га.

Через год, когда Саре было 90, а Аврааму – 100 лет, у них родился, наконец, долгожданный сын, Ицхак, который был предназначен Богом продолжать род Авраама. Почти одновременно с этим произошли сразу два важных события: Авраам поселился в Беер-Шеву, и многолетний конфликт между Сарой и Агарью вылился в ультимативное требование жены Авраама выгнать рабыню и ее сына в пустыню. «И увидела Сара, что сын Агарь, которого та родила Аврааму, насмехается [над её сыном, Исааком]. И сказала она Аврааму: изгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследовать сыну этой рабыни с моим сыном, с Ицхаком» (кн. Берейшит, гл. Вайера, 21:9-10). После того, как Бог подтвердил слова Сарры, Авраам был вынужден подчиниться.

Вскоре после всех этих событий Господь пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему: «Возьми же сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и иди на землю Мория, и вознеси его там во всесожжение мне…» (кн. Берейшит, гл. Ваера, 22:2). Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с сыном взошли на указанное Богом место и приготовили всё, что требовалось. В самый решительный момент, когда Ицхак лежал связанный на жертвеннике и Авраам занёс нож, ангел воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам! … не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (кн. Берейшит, гл. Ваера, 22:11-12).

Жертвоприношение Авраама (Рембрандт, 1635 г.)

Вместе с этим, Г-сподь поклялся: «я благословлю, благословлю тебя и умножа, умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок, что на морском берегу, и овладеет потомство твое вратами своих врагов» (кн. Берейшит, гл. Ваера, 22:17).

Однако, дома их ждала утрата: не выдержав известия о том, что собирается муж сделать с единственным сыном, Сара умерла. «И пришел Авраам скорбеть о Саре и оплакивать ее» (кн. Берейшит, гл. Хайей Сара, 23:2). Авраам и Ицхак похоронили ее в купленной у хеттийца Эфрона пещере Махпела (досл. «двойная пещера») под Хевроном.

Состарившись, Авраам озаботился устройством  брака своего сына. Для этого он послал верного слугу Элиезера к своей родне в Северную Месопотамию на поиски невесты, чтобы избежать брачных связей с ханаанеями. После долгого пути слуга встречает добродетельную девушку, напоившую и его самого и всех верблюдов. Этой девушкой оказалась Ривка (Ревекка), дочь племянника Авраама, Бетуэля, сына Нахора. После обстоятельных переговоров с отцом Ревекки и её братом Лаваном, караван с нареченной отправился в обратный путь. «И ввел её Ицхак в шатёр Сары, матери своей, и взял Ривку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её» (кн. Берейшит, гл. Хайей Сара, 24:67).

В глубокой старости Авраам женился на некой Ктуре (согласно мнению РАШИ, это была всё та же Агарь!), родившей ему ещё нескольких сыновей. Все они, как и старший Ишмаэль, сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества народов» (кн. Берейшит, гл. Лех Леха, 17:4).

Сам же Авраам умер в возрасте 175 лет от роду и был погребён Ицхаком и Ишмаэлем рядом со своей женой Сарой в пещере Махпела.


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *