КЭМ: Б — Благотворительность


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Великий еврейский мыслитель РАМБАМ (Маймонид) в этой связи постановляет: каждый город, в котором есть еврейское население, обязан иметь благотворительную кассу («купа шель цдака») и неприкосновенный запас провизии («тамхуи»), как говорится, «на всякий пожарный случай». И тем и другим заведуют специально назначенные «завхозы» («габаим»), которым можно доверять («Мишне Тора», Матнот Анийим 9, 1-2).

Действительно, традиционно еврейская община помогала собирать приданное для невест из бедных семей («хахнасат кала»), распределяла одежду среди неимущих («налбиш арумим»), оказывала помощь и навещала больных («бикур холим»), призревала сирот, помогала получить образование детям бедняков, давала приют и помощь странникам-паломникам и т.д. На Пурим и Пэсах община заботилась об обеспечении неимущих своих членов продуктами и ритуальными блюдами. В обычае было помогать поселенцам на Святой Земле, а с конца XVIII века «халлука» – сбор и распределение помощи – стала основным источником поддержки еврейских общин в Палестине. В целом, это же происходит и сегодня, по крайней мере, в ортодоксальных общинах Израиля, в местах их компактного проживания, религиозных киббуцах и поселениях.

Хотя эмансипация и обновление еврейского общества, слава Б-гу, не привели к исчезновению этих структур, тем не менее, вызвали коренные изменения в нормах, организации и самом духе благотворительной деятельности. Последние научно-технические достижения, средства связи и коммуникации, в частности, появление и широкое распространение еврейской прессы, значительно способствовали достижению этой цели. Так, например, Всемирный еврейский альянс, основанный в Париже в 1860 году, руководствуясь одновременно традициями иудаизма, пронесенными сквозь тьму веков, и новыми принципами, заложенными Великой Французской революцией, предложил действовать на международном уровне. В 1914 году в США Еврейский Объединенный Комитет поставил перед собой задачу оказания помощи евреям, пострадавшим от Первой мировой войны, которая в это время все еще шла. Деятельность ЕОК, кстати, продолжается и в наши дни.

Со своей стороны сионизм, с благодарностью принимавший помощь со всех концов земного шара, тем не менее, выступил против «халукки», как порождающей зависимость и пассивность еврейских колоний в Палестине, и стремился создать не только собственные источники дохода, но и новый тип политических и экономических отношений. Удалось ли им это или нет, ответ на этот вопрос – увы! – знает каждый здравомыслящий человек, живущий в Израиле, в стране, продолжающей «сидеть на игле» американских дотаций и средств, собираемых нашими эмиссарами по всему миру, и, видимо, не способной самостоятельно экономически выжить без них…

Таким образом, дело благотворительности актуально сегодня как никогда!



Мы в Facebook. Жмите:

Как скачать?


Вам может быть так же интересно:

2 ответов

  1. Shumshu:

    Как я понимаю, эта статья написана на тему недельной главы Торы. Хорошая идея — писать краткие пояснения по ходу. Просматривается желание автора объяснить «все слова» с точки зрения политическо-историческом материализма. Чтобы из кухни не выходить.
    Но, если мы говорим о цдаке, то не совсем правильно ассоциировать ее только с благотворительностью. Тем более, американской.
    Буквально «цдака» значит «оказание справедливости», что меняет ее смысл. Это, отнюдь, не милостыня и не процесс реализации нашего внутреннего чванства и самолюбия: какой я добрый, что подам бедному. То, что мы имеем нам дано Б-гом, который заказал нам делиться с нуждающимся. Поэтому надо так и делать, и делать с радостью, хочет этого твоя натура или нет. Кто-то спросит: «А что мне за это будет?» Пророк Йешияу от имени Вс-вышнего говорит, что только одним исполнением заповеди о цдаке мы освободим народ Израиля из галута. «Сион правосудием будет искуплен, а возвращающиеся в него — милосердием». Ну, и дающему мало не будет.
    Шаббат шалом! Тема очень интересная и важная! А само действие освобождает огромные духовные силы, скрывающиеся в нас, и очищает наши животные души.
    Спасибо автору «что чувства добрые он лирой пробуждает».

    • Walrus-Kay:

      Большое спасибо и Вам за теплый отзыв и весьма дельное замечание, ув. Shumshu (он же Мойша, он же Moishе, он же Moishe Mikhail, он же Михаил Юдельзон, как говорится, «я могу продолжить этот список, но думаю достаточно»…) :smile:
      Однако, не могу не внести некоторую поправку: статьи КЭМ никак не связаны с той или иной недельной главой Торы (хотя идея хорошая, стоит её обдумать, опять-таки, спасибо), о чем ясно сказано в статье-предисловии (см. http://evrofilm.com/kratkaya-enciklopediya-morzha-vvedenie.html).
      Это — не более чем мои собственные, созданные в меру личного знания, опыта, «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» разъяснения тех или иных аспектов еврейского национального характера, быта, особенностей, положений Священного писания и пр. для тех, кто хочет узнать что-то новое, или получить объяснение чего-то уже знакомого.
      Взаимно шаббат шалом! :mrgreen:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *