КЭМ: Д — Догма

ДОГМА

Понятие догмы, в целом, чуждо как библейскому, так и раввинскому иудаизму. Исключением является один пассаж Мишны (Синедрион 10, 1), который исключает из загробной жизни всех, кто отрицает воскрешение из мертвых и божественное происхождение Торы.

От еврея требуется не столько вера в само по себе существование Бога, — хотя и это необходимо! — сколько доверие Богу, а это, согласимся, не одно и то же. С точки зрения официального религиозного истеблишмента, это означает неуклонное соблюдение библейских заповедей и исполнение, таким образом, божественного предназначения относительно самого существования человека в этом мире.

Строгость требований в ритуалу и соблюдению всех мелочей религиозной практики при относительном безразличии к теологии, не могла не претерпеть существенных изменений в эпоху средневековья. Используя методы древнегреческой философии и логики, все или почти все мировые религии стали рассматривать вопрос веры в контексте обязательного принятия верующим определенных теологических выкладок. К примеру, чтобы стать мусульманином, вполне достаточно признать, что «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». С произнесением этой фразы и ритуальным омовением ног человек превращается в правоверного мусульманина. Делов-то!

Во многом схожие процедуры и методы существовали и у нас. Чтобы убедиться в этом достаточно прочесть «Книгу верований и мнений» Саади Гаона, о личности которого стоило бы рассказать отдельно, но это выходит за рамки данной статьи КЭМ.

И лишь Маймонид (РАМБАМ) сформулировал истинное кредо иудейской веры, оформив его в виде тринадцати общеизвестных догматов.

Мнение Майонида о значении этих принципов поистине революционно: он был убежден, что необходимо (и достаточно) их принять, чтобы стать евреем и иметь право на жизнь после смерти; неумышленное нарушение какой бы то ни было библейской заповеди не может ставить под сомнение принадлежность к иудаизму, если догматы приняты человеком. Тот же, кто умышленно занимает еретическую позицию по одной или нескольким из этих догм, должен быть раз и навсегда исключен из общины Израиля и теряет право на вечное воздаяние после смерти! Круто, но справедливо.

Следующее после Маймонида оживление догматической мысли иудаизма произошло в XV веке в Испании при обострении напряжения, вызванного теологическими наступлениями католической церкви и возникновением проблемы марранов.

В этой ситуации принципы иудаизма были конкретизированы с различных позиций: как верования, которым необходимо признать божественное откровение – у Хасдая Крескаса (ок. 1340-ок.1410 гг.), как азигметрические аксиомы – у Жозефа Альбо (? – 1444 гг.), и как принципы и практика, отличающие иудаизм от прочих религий, с одной стороны, и от философии с другой – у Исаака Драмы (ок. 1420-ок. 1494 гг.). Кому интересно может найти их труды и ознакомиться.

Такое разнообразие подходов, как не странно, не повлекло за собой даже намека на раскол, но лишь Авраам Бибаго (? – ок. 1489 гг.) и Исаак Абрабанель (1437 – 1508 гг.) присоединились к тезису Маймонида  о неумышленном нарушении одной из заповедей.

Однако все эти размышления были скорее интеллектуальной полемикой и отвечали требованиям лишь конкретного момента. Со временем проблемы утратили остроту, а кредо РАМБАМа было просто включено в молитвенник виде двух отдельных, не связанных друг с другом литургических композиций.


Как скачать?

1 Response

  1. Aleks Megen:

    Артем, спасибо!
    Интересный материал! :)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *