КЭМ: Д — Душа
ДУША
«Душа получила пять названий: нешеф, что значит кровь (Второзаконие 12, 23); руах – дух, ветер, поскольку душа может возноситься или опускаться (Еклизиаст 3, 21); нешама – характер (или дыхание); хаим – живое, в противоположность смертному телу; и иехида – единое, в противоположность конечностям, существующим попарно…» (Бытие Раба 14, 9).
Тора воздерживается от четкого разграничения души и тела. Поэтому термин «нешама» (букв. «дух») может подразумевать как «живой дух» («нишмат хаим»), т. е. дух жизни, который Б-г, по преданию, вдохнул в ноздри Адаму, так и «живое существо». Точно так же под словом «нефеш» (букв. «дыхание») в одном контексте понимается жизненное начало, в другом – симбиоз тела и души.
Постбиблейские тексты, в основном классическая раввинская литература, свидетельствует об изменениях, произошедших в теологической концепции души, которые, впрочем, так и не смогли снять всей неопределенности в этом вопросе.
Со временем появилась и начала утверждаться концепция, согласно которой душа отлична от тела, и в силу присущей ей духовной природе и божественному началу избавлена от разрушения.
Средневековые еврейские философы постарались впоследствии привести в некое соответствие концепции души, унаследованные из раввинской литературы, с системами, которые они сами восприняли: с неоплатонизмом (душа, изгнанная в материальный мир, стремиться вернуться к своим истокам), и с аристотелизмом (душа образует тело, обладающее целым спектром свойств: тягой к насыщению, чувственностью, воображением, притягательностью интеллектом).
Фарисейский принцип бессмертия души и воскрешения из мертвых, которое составляет необходимое условие справедливого воздаяния по делам людским после смерти, является неотъемлемой частью иудейской веры. Интерпретации этой концепции значительно разнились, так что теория РАМБАМа о возможности достижения бессмертия путем интеллектуального самосовершенствования соседствовала с учениями о необходимости, прежде всего, строжайшим образом соблюдать Божьи заповеди и моральные принципы.
Все концепции, тем не менее, сходились на одном: смерть не есть конец сосуществования души и тела. Воскрешение означает, прежде всего, восстановление некогда умершего носителя для души. «Когда Святой Дух благословляет человека на жизнь, он вселяет душу в тело. После смерти он судит их вместе» (ТВ Синедрион 91а), потому что они грешили вместе, а не порознь.
В свою очередь Каббала выработала теорию о переселении душ. «Книга яркого света» (Сефер ха-Бахир) рассказывает о том, что грешным душам предоставляется возможность не только искупить свои грехи, переселяясь в новые тела (естественно, как же можно искупить земные грехи, не будучи на земле), вплоть до нахождения своего последнего пристанища. Не зря у многих народов мира есть сентенция: «Проклятый живет вечно», имея в виду грешную душу, без конца переселяющуюся из тела в тело в надежде исправить совершенное зло, но вновь и вновь грешащую, за что и обреченную на вечное странствование по телам людским.
Согласно этой теории, праведник может страдать в этой жизни за грехи, совершенные им в предыдущей жизни, а то, что он сам ничегошеньки не помнит о тех грехах, не имеет ни малейшего значения.
Слава Б-гу, эта теория о возмездии за грехи из предыдущей жизни, хотя и развитая позднейшей кабалистикой, не нашла однозначного одобрения духовных лидеров иудаизма. И это понятно, все мы не без греха, тем более без таких, о которых и сами не подозреваем!
Еврейский философ Саадия Гаон взялся теоретически обосновать несостоятельность каббалистической теории о душе, и добился блестящих успехов, в пух и прах развенчав ее!
Так что, можете спокойно спать, дорогие товарищи грешники, — ваши грехи умрут вместе с вами, и возмездие вы получите еще на этом свете. Ну, или в неопределенно далеком будущем, до которого надо еще дожить…
Вы пишете …»хаим – живое» Не хаим а Хая..
Так называется один из уровней души. Это не названия мамаш души, а названия уровней души.
Далее Вы пишете:» Согласно этой теории, праведник может страдать в этой жизни за грехи, совершенные им в предыдущей жизни, а то, что он сам ничегошеньки не помнит о тех грехах, не имеет ни малейшего значения.»
Вы заблуждаетесь. Почитайте Иова, да желательно с комментариями. Это как раз тот самый случай. Иов был гилгулем Тареха, и все несчастья с ним произошли именно по причине того, что он делал в прошлой жизни.
ув. Haim Tal, благодарю за внимание и пояснения. :) Вместе с тем, вынужден возразить по обоим пунктам «обвинения»:
1) насчет «хаим» и «хая». Вы, вероятно, имеете в виду эпиграф к статье? Но он не более чем цитата из Талмуда, с указанным источником. Как там было, так я и выписал. Кстати, меня самого удивило такое не совпадение значений слова «хаим», — все-таки иврит за 15 лет жизни в Израиле я выучил достаточно хорошо. Но раз уж так написано, то не мне изменять текст, тем более талмудический, верно?
2) насчет страданий праведников. Книгу Иова я читал, более того, изучал со своим «духовником» (авторитетным для меня раввином), хотя не встретил ни слова о том, что Иов — реинкарнация Тереха, папы Авраама.
Не буду открывать теологическую дискуссию на эту тему, хотя, в связи с написанным Вами, пара-тройка вопросов все же есть…
Не в этом суть. Суть в том, что теория о возмездии за грехи из предыдущей жизни не нашла одобрения духовных авторитетов иудаизма, а, значит, и нет смысла на ней внимания вовсе, тем более, применять выводы в реальной жизни. Эту мысль я достаточно ясно выразил в последнем абзаце своей статьи.
Тем не менее, еще раз спасибо за внимание :)
Извините, но Вы ошибаетесь.
В отношении Иова, советую для начала книгу с комментариями, например Адам Давидов «Иов». Если хотите разобраться глубже и читаете на лашон а кодеш — Шаарей Гилгулим.
Еще раз внимательно перечитал Ваш пост.
Приношу свои искренние извинения за эти и вышеизложенные комментарии к Вашему посту, но обязан написать, так как этот пост читают многие, и в основном евреи, а Ваша трактовка может создать совершенно неверное представление о некоторых основополагающих принципах иудаизма.
Поэтому, считаю своим долгом все внести ясность в затрагиваемые вопросы.
1. Вы пишете, что вы ссылаетесь на тексты первоисточников, а именно Талмуда.
Ни один из вышеприведенных Вами источников не является талмудическим: Бытие, Второзаконие, Еклизиаст – это нееврейские названия, употребляемые христианами, так называемый перевод семидесяти» (Септуагинты).
Бытие раба – очевидно подразумевается Мидраш Берешит Раба, который тоже не имеет отношения к Талмуду.
Таким образом, скорее всего Вы имеете в виду либо нееврейские источники, либо чью-то авторскую интерпретацию.
2. НАРаНХАЙ – Нефеш, Руах, Нешама, Хая, Ехида – это не названия души, а названия уровней души и некоторых других духовных структур. Никакой противоположности они друг другу не составляют, а являются единым целым. Названия на лашон акодеш именно такие.
Вообще, не может быть и речи о прибавлении или изменении хоть одной буквы так как сами буквы и их комбинации являются «духовными каналами».
3. Теперь о награде и наказании (или как Вы пишете «возмездии»).
Любое наказание, как при жизни, так и после смерти, иудаизм рассматривает не как наказание или возмездие, а как необходимое исправление души. Причем, по закону Мида кенегед мида.
Более того, тикун – исправление духовных качеств, согласно всем первоисточникам рассматривающим этот вопрос, является самой целью творения. В том числе и через гилгуль.
Во всех же местах где указано, о том, что тело судится вместе с душой, подразумевается совершенно другие вещи, которые в рамках этого объяснения, рассматривать нет возможности, так как предварительно необходимо было бы изложить основные положения в этой области.
4. В отношении Рава Саадия бен Йосеф (Саадия Гаон)
Очевидно вы имеете в виду его известную книгу “Эмунот ве-Деот”. Да, Рав писал об этом и подвергал критике концепцию гилгула, в том виде в котором она существовала на то время, а и вообще открытые заявления в этой и подобных областях.
Такое было время, и кроме того Рав был подвергнут херему (отлучен) и скитался.
В настоящее время, по всем мнениям, этот вопрос не подвергается сомнению и основан на общепризнанных общепринятых выводах не менее выдающихся раббаним.
Более того, все хасидские течения иудаизма, которые происходят из учения Рабби Исраэля Баал Шем Това (крупнейшее их них ХАБАД), основаны именно на понимании сущности строения духовных миров, уровней души, способов исправления и других понятиях, по своей сущности каббалистических, но в приемлемом для простого человека виде называются у них Хасидут.
Большое спасибо за столь подробные разъяснения :) Теперь в самом деле многое стало понятно.
Был бы благодарен Вам, ув. Haim Tal, и впредь не оставлять вниманием мои статьи :)