КЭМ: Г — Грехи наши тяжкие
ГРЕХИ НАШИ ТЯЖКИЕ
Само по себе ивритское слово «хет» (традиционно переводимое как «грех») передает существенно отличный от принятого в русском языке смысл. Грех – проступок, который мешает человеку исполнить его предназначение, он — решение, которое уводит человека в сторону от намеченной цели.
Иудаизм различает 24 вида грехов (далее они излагаются по «Мишне Тора» РАМБАМа), из которых первые четыре столь тяжелы, что Господь воздерживается от помилования грешника, хотя, иногда помогает грешнику раскаяться.
Таким образом, наиболее тяжкими грешниками являются:
1. Тот, кто заставляет народ грешить или мешает исполнять заповеди Господни;
2. Тот, кто использует свое влияние для совращения другого с путей Торы;
3. Тот, кто дает возможность своему собственному ребенку удалиться от путей Торы, не дав ему правильного воспитания и руководства, а так же тот, кто имеет возможность предостеречь другого от греха, и не делает этого;
4. Тот, кто утешает себя размышлениями: «Я буду грешить, а потом покаюсь, ибо, День Искупления всё равно очистить все мои грехи».
Следующие пять видов грехов таковы, что своими действиями грешник сам перекрывает себе путь к раскаянью:
1. Тот, кто отдаляет себя от общины и не участвует в общественной жизни евреев, лишая себя заслуг принадлежащих всей общине, заслуг общинной молитвы и покаяния;
2. Тот, кто отрицает слова мудрецов и презирает их священные писания, лишая себя огромного духовного богатства, которое содержится в их, их влияния и вдохновения;
3. Тот, кто глумиться над заповедями Господними, так как он вряд ли покается в своих грехах;
4. Тот, кто презирает своих духовных учителей, потому что, без их руководства, он вряд ли найдет дорогу к покаянию;
5. Тот, кто не любит слов упрека, потому что человеку очень трудно раскаяться без влияния извне.
Следующие пять видов грехов представляют собой грехи, очень трудно поддающиеся исправлению:
1. Когда кто-нибудь оскорбляет или причиняет урон всей общине (например, в случае злоупотребления общественными деньгами), потому что виновный не может просить прощения у каждого пострадавшего, а пострадавшим является каждый член общины;
2. Когда участник совершенного воровства не знает собственника украденной им вещи и не может, поэтому, вернуть эту вещь. Кроме того, участвуя в воровстве, он поощряет вора, и этим совершает грех, который весьма трудно загладить;
3. Найдя что-нибудь на улице и не предприняв немедленные поиски собственника потерянной вещи, потому что позже будет вряд ли возможно найти такового, и в его владении останется не принадлежащая ему вещь;
4. Оскорбление проходящего мимо человека или незнакомца, потому что будет невозможно найти след оскорбленного человека и получить от него прощение (возместить убыток);
5. Взять взятку за выдачу неправильного решения или за заведомо неправильный совет. В этих случаях трудно измерить убыток от причиненного зла и определить правильное возмездие.
Следующие пять видов грехов остаются без покаяния, потому что не рассматриваются в качестве таковых:
1. Принять приглашение разделить трапезу, которой недостаточно даже для хозяина, не говоря уже о госте. Это подобно грабежу, потому что приглашение является вынужденным, – хозяин стыдится не пригласить гостя к трапезе, и в результате лишает себя еды. Гость может думать, что, приняв приглашение, он ничего плохого не совершил, но подобного рода приглашения должны отклоняться;
2. Использовать обещание, являющееся обеспечением займа. Кредитор может думать, что ничего плохого не делает, потому что от этого не страдает обещание. Но, в действительности, этого делать нельзя без согласия собственника;
3. Наблюдать за неприличным зрелищем. Наблюдатель думает, что ничего плохого не делает, ведь он лишь наблюдает, а не участвует. Но в действительности Тора запрещает ему это, как сказано: «и ты не должен заблуждаться твоим сердцем и твоими глазами»;
4. Удостоиться почета за счет другого, как, например, в случае, когда кто-нибудь сравнивает себя с другим, чтобы доказать, что он стоит выше его;
5. Наводить подозрение на невиновного, не обвиняя его открыто. В этом случае, даже легкий намек является грехом, независимо от того приняли ли этот намек к сведению или нет.
И, наконец, пять видов грехов, которые являются плохой привычкой и грешнику трудно избавиться от них:
1. Распространение скандальных и вредных сплетен, даже если рассказы эти отвечают действительности и распространяются без злого умысла;
2. Клевета, грех человека со «злым языком», который хуже убийцы, потому что он губит репутацию человека, более ценную чем жизнь, и «убивает» своим языком сразу три жертвы: себя, человека оклеветанного и выслушивающего клевету;
3. Гнев. Человек, который легко приходит в ярость, чувствуя себя обиженным или спровоцированным, находиться в постоянной опасности совершить дурные поступки и причинить неисправимый вред себе и другим;
4. Грешное мышление. Разрешать себе думать о грешных вещах может превратиться в дурную привычку и привести к серьезным преступлениям;
5. Поддерживание общения с дурной компанией может превратиться в дурную привычку и привести к серьезным преступлениям.