КЭМ: И — …И хорошие манеры
…И ХОРОШИЕ МАНЕРЫ
«Даже когда нет у евреев Торы, а только дерех эрец, сбывается для них написанное в Торе: “И будут пятеро из вас преследовать сотню (врагов), а сто из вас будут преследовать десять тысяч” (Ваикра 26:8). А когда евреи еще и соблюдают заповеди Торы, то исполняется “один из вас погонит тысячу (врагов), а двое — десять тысяч”»
мидраш «Тана дэвлей Элияу раба» (гл. 11)
В раввинской литературе выражение «дэрех эрец» (букв. «дорога земли»), в зависимости от контекста, может означать либо обычную манеру работы и поведения, либо профессиональную деятельность, либо сексуальные отношения, либо умение жить и хорошие манеры.
Раввинизм особо выделяет последнее значение – один из малых трактатов Талмуда специально посвящен «дерех эрец». В нем говориться о гармонии в супружеских и семейных делах, об уважении, которое должно преобладать в отношениях между людьми, о вежливости и приличии, которые нужны как в речи, так и в манере одеваться. Жаль не помню его названия… Может, кто знает — подскажите, буду благодарен.
Отец неортодоксального иудаизма Шимон Рафаэль Гирш (1808 – 1888 гг.) придал термину «дерех эрец» особый смысл, апеллируя к трактату «Пиркей авот» (2 ,2), чтобы дать свое определение понятиям «современный еврей» и «современное еврейство».
Согласно его мысли, это — соблюдение заповедей, знание религиозной культуры (в частности, Торы) в органичном сочетании со стремлением приобрести европейскую культуру и научные знания.
Что ж, такое определение, на мой взгляд, не утратило своей актуальности и по сей день.