КЭМ: И — Исру-Хаг
ИСРУ-ХАГ
Традиционно «исру-хагом» называют день, следующий за каждым из трех т. н. «праздников паломничества»: Песахом, Шавуотом и Суккотом, и прибавленный к каждому из них.
Согласно комментарию наших мудрецов к строке псалма: «Привяжите (праздничную) жертву узами» (Пс. CXVIII, 27), исру-хаг следует проводить в веселом застолье.
Они же постановили, что «кто проводит исру-хаг в пиршестве, как бы построил жертвенник и принес на нем жертву Господу, Б-гу нашему» (Талмуд, трактат «Суккот», XLV). Поэтому принята в этот, кстати, рабочий день, полупраздничная трапеза, а так же особо рекомендуется воздержаться от поста и траура.
Сама же история возникновения исру-хаг, в отличии от приведенного выше комментария, много более прозаична. За время храмовых праздников священники попросту не успевали принести все жертвы, полученные от паломников, поэтому жертвоприношение совершалось и на следующий день, в тот самый исру-хаг, ставший, таким образом, однодневным продолжение праздника.