КЭМ: Н — Наука побеждать
НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
«Израиль ведет две войны — с терроризмом и с ожирением. Особая удача — когда попадаются жирные террористы»
народный израильский анекдот
Ортодоксальный иудаизм различает «милхемет хова» — обязательные войны, например, войну Иигошуа бен-Нуна (Иисуса Навина) по завоеванию Ханаана или войны против Амалека; «милхемет мицва» — войны, предписанные Законом или оборонительные; и «милхемет решут» — необязательные войны, носящие экспансивный характер, которые (теоретически) не могут быть объявлены царем без предварительного на то согласия Синедриона (см. Талмуд, М Сота 8, 7 и МТ Мелахим 5, 1).
Юридически, освобождение от воинской обязанности, предусмотренное в книге Дварим (Второзаконие, (20, 5-8)), относиться только к последнему типу войн, и касается тех, кто «построил новый дом и не обновил его», «кто насадил виноградник и не пользовался им», «кто обручился с женою и не взял ее», и «кто боязлив и слаб сердцем». Со времени восстания Маккаби (Маккавеев) требования военного времени повлекли за собой отмену субботних запретов: было разрешено, например, носить оружие и сражаться в шаббат (I книга Маккавеев 2, 39-41 и Тосефта, Ерувин 3, 5).
Потеря политической независимости и поражения последнего восстания иудеев против римлян (135 г. н.э.) коренным образом изменило отношение евреев к войне. Предписания раввинского права стали в некотором смысле теоретическими, и библейские войны подверглись многократным, во многом весьма произвольным, — как и очень многое у нас! — интерпретациям, применимым к современным условиям жизни.
Со временем, когда евреи получили право служить в армии стран, где проживали, эмансипация приобрела неожиданный оборот: к старым проблемам добавились новые, так как евреи отныне сражались под разными знаменами не-еврейских государств.
Особую роль здесь сыграл сионизм, который в духе возрождения, а так же по необходимости, активно пытался сделать из еврея солдата. Войны Государства Израиль способствовали, таким образом, популяризации совершенно необычного образа еврейского народа, образ народа бойца и народа воителя!