КЭМ: В — Воскрешение из мертвых

ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ

Тринадцатый (и последний) принцип сформулированного РАМБАМом религиозного еврейского кредо, — воскрешение из мертвых, — является одной из главных тем современной ежедневной литургии. В Мишне (Синедрион 10, 1) говориться, что тот, кто не считает этот принцип вытекающим из Торы, не получит места в грядущем мире (в раю).

В библейской литературе, проповедующей идею воздаяния за добро и за зло еще в этом мире и заботящейся, прежде всего о национальном искуплении, по этому вопросу нет ни полной ясности, ни единства мнений, а видение поля, усеянного сухими костями, которые на глазах у наблюдателя (пророка Иезекиля) обрастают плотью и возвращаются к жизни – есть лишь образ грядущего возрождения Израиля, а вовсе не прямое указание на конкретное событие грядущей истории мира. И только в книге пророкам Даниила, представляющий собой относительно поздний образец апокалипсической литературы, эта вера выражена не двусмысленно: «И многие из спящих во прахе земли пробудятся, одни для вечной жизни и вечного счастья, другие для вечного поругания и вечного посрамления» (Дан. 12, 2).

Вообще, воскрешение из мертвых – яблоко раздора между не верящими в него саддукеями и верящим в его фарисеями – вполне позволяет оправдать Бога, допускающего страдание праведников и благоденствие грешников, как один из пунктов справедливого загробного воздаяния, когда душа и тело вновь воссоединятся.

Однако, в Талмуде, и в трудах средневековых еврейских религиозных авторитетов многие вопросы, относящиеся к этому, остаются без  ответов. Например, в какой момент должно состояться воскресение? Кто его заслуживает: будут избранные счастливчики или оно таки-да всеобщее? Воскрешенный когда-нибудь умрет снова (это было бы жестоко) или будет, как Бог, жить вечно (справедливо ли это)? Как оно сочетается с другими центральными темами Торы – бессмертием души, приходом Машиаха и т.д.?

Но самый главный и злободневный вопрос, порождающий ряд других: если правда то, что грешная душа проходит длинный путь из одного тела в другое (как нас уверяют каббалисты), то в каком теле будет воскрешена очистившаяся от грехов душа? В теле последнего носителя, в котором произошло очищение, или в каком-то ином? Одном из своих бывших, или специально созданном Высшими силами? А как же остальные ее носители – так и будут телами без душ, или как?

Не понятно… А жаль, интересно ведь…


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *