Кирпичи с соломой. Часть первая

развалины древнеегипетского города Пифома, обнаруженные в 1883 году

Пожалуй, в библейской археологии немного было городов, которые бы задали больше загадок для исследователей, чем Пифом и Раамсес. Исследуя тайны этих городов, ученые открыли и тайну египетского фараона Рамзеса II, которую он более всего хотел скрыть от своих потомков и последующих поколений, и за разглашение которой в его времена ослушника ждала неминуемая смерть…

Итак, обо всём по порядку. С названиями этих городов мы встречаемся в книге Исход, где рассказывается, как фараон решил уничтожить израильтян как нацию непосильным трудом на строительстве городов. «И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов» (Исх. 1:11).

Когда же спустя время Моисей сказал фараону, что иудеям необходимо совершить служение Своему Богу, то фараон рассвирепел и приказал: «И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его. И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами. И вышли приставники народа и надзиратели его и сказали народу: так говорит фараон: не даю вам соломы; сами пойдите, берите себе солому, где найдете, а от работы вашей ничего не убавляется. И рассеялся народ по всей земле Египетской собирать жниво вместо соломы» (Исх. 5:5-9).

Итак, напрашиваются очевидные выводы из прочитанного:

• по приказу фараона израильтяне отстраивают города Пифом и Раамсес, причем, Библия уточняет, что это были города для запасов;

• строительство городов шло из кирпичей с использованием соломы;

• затем вместо соломы стали использовать жниво.

Вторая половина XIX века ознаменовалась началом великих археологических открытий, значительная часть которых находилась в области исследования библейской археологии. Перед изумлённым научным миром открылись камни, повествующие о библейских событиях не менее ярко, чем страницы книги. Наконец, пришла очередь и Египта. Развалины Пифома были обнаружены в 1883 году доктором Навилем, а затем дополнительно исследованы в 1908 году Кайлом.

В ходе раскопок «были найдены остатки амбаров, а так же и их изображения на каменных плитах. Если бы четыре тысячи лет назад существовал закон об изобретениях, то египтяне могли бы заявить эксклюзивные права на силосные ямы Канады и США, которые до сих пор строятся по тому же принципу», читаем мы в дневнике ученого-археолога.

Археологами было так же отмечено, что «город Пифом состоял, по сути дела, из складов провианта и военной амуниции» (там же), что полностью подтверждает библейское сообщение о нём, как о городе для запасов.

Помимо этого был выяснен ещё более примечательный факт. При исследовании строений Пифома установлено, что «в нижних рядах были кирпичи с хорошо обрубанной соломой; в средних рядах было меньше соломы, которая была похожа на стерню, выдернутую с корнем; верхний же ряд кирпичей был совершенно без соломы, только глина. Какое замечательное доказательство событий, описанных в книге Исход!».

Убедившись, что данные, полученные при раскопках Пифома, свидетельствуют о точности библейского рассказа и не имеют каких-либо изъянов для критики, противники историчности Писания обратили свои взоры на другой город — Раамсес, который археологам не удавалось найти. Раз город не найден — значит его и не было, объявили атеисты.

выдающийся ученый-египтолог Пьер Монте за работой

Но шло время, и на землю древнего Египта ступила нога  доктора Пьера Монте (его родина — Франция, г. Страсбург), прекрасного ученого и глубоко верующего человека. Профессор был уверен в точности библейского рассказа и несмотря на многочисленные неудачные попытки его предшественников найти Раамсес, он был уверен в своей удаче.

Его уверенность подкрепляло наличие ключа к нахождению потерянного города. И этим ключом был стих: «И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем… И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон» (Быт. 47:4, 11).

Итак, город Раамсес необходимо искать в земле Гесем! В 1929 году, исследовав местность, Монте приступает к раскопкам у современной деревни Сан, невдалеке от Порт-Саида. В течение последовавших затем трёх лет из-под песка перед миром восстал роскошный древний египетский город Раамсес.

Вот как сам Монте описывает его: «Здесь, как и в Фивах, храм и другие сооружения окружала большая кирпичная стена с четырьмя воротами, от которых отходили в каждую сторону света дороги и каналы. Из Асуана, не считаясь ни с трудностями, ни с расстоянием, доставили каменные блоки небывалых размеров для возведения храма… и многочисленных стел и обелисков, которые вытачивали искусные мастера. По сторонам аллей, вымощенных базальтом, стояли друг против друга львы из черного гранита с человеческими лицами и сфинксы из розового гранита. Ворота охраняли лежащие львы. Перед пилонами выстроились группы из двух и трех статуй богов, стоящих и сидящих, многие из которых соперничали с колоссами Фив и превосходили мемфисские. Дворец сверкал, украшенный золотом, лазуритом и бирюзой. Повсюду были цветы. Тщательно возделанные поля пересекались дорогами, обсаженными деревьями».

Была обнаружена, в частности, и прекрасная система канализации. А затем и многочисленнейшие склады, ломящиеся от товаров. Количество найденных складов доктор Монте ставит в один ряд с количеством лавок и домов города, что подтверждает сообщения Писания об этих городах, как городах для запасов.

И, наконец, в «Раамсесе были обнаружены кирпичи частично содержали солому, частично нет»! Все сделанные открытия  удивительно точно вписывались в библейский рассказ, но практически везде на найденных памятниках города от храма и до амбара на кирпичах стояло имя фараона Рамзеса II (1317-1251 гг. до н.э.), от которого, согласно библейской хронологии, жизнедеятельность Моисея отстояла на 200 лет.

древнеегипетские кирпичи, применявшиеся в строительстве, а ныне - экспонаты Каирского Музея древностей

Выходило, либо ошибается Библия, относя Моисея к XVI веку, либо к строительству Пифома и Раамсеса евреи не имеют никакого отношения…

окончание следует


Как скачать?

2 комментария

  1. Aleks Megen:

    Заинтриговал в конце, да :))) ждем второй части!

  2. Вета:

    Супер!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *