«Кошерная» монархия
Одной из фундаментальных проблем любого общества, переступившего в своем развитии черту первобытно-общиной формации, является выбор наиболее подходящей для него формы правления, а так же создание эффективного государственного механизма.
Этот выбор имеет немаловажное значение, определяя весь дальнейший путь развития общества. Но, с точки зрения мудрецов Торы, эта проблема, — помимо политического и социально-экономического аспектов, — имеет так же теологическое основание. Когда аналогичный выбор встал перед евреями, тогдашний уровень мировой цивилизации мог предложить только одну форму правления – тираническую (деспотичную) монархию.
На Древнем Востоке царь обладал практически неограниченной властью. Он, как правило, совмещал в одном лице верховного жреца, полководца и законодателя (судью). В некоторых странах царей обожествляли (самый яркий пример тому – египетские фараоны, считавшиеся богами и детьми богов). У хеттов к царю при жизни относились как к обычному, наделенному некоторой (вовсе не абсолютной!) властью человеку, зато после смерти его ставили в один ряд с богами. В Месопотамии цари не обожествляли себя при жизни, и запрещали это делать подданным после своей смерти, хотя знаменитый законодатель, царь Хамурапи, называл себя «сыном солнца» и требовал божественных почестей.
Не существует исторически достоверных свидетельств культа царя-бога у народов Ханаана. Вполне вероятно, что такой культ не сложился в силу раздробленности этих народов, никогда не живших под властью единого лидера. Цари ханаанских городов-государств обладали весьма ограниченной властью, сами понимали это и никогда не претендовали на божественность.
Зато статус царя израильтян коренным образом отличается от статуса царей окружающих стран. Имеет смысл привести пространную цитату из книги «Второзаконие» (17:14-20): «Когда придешь ты в страну, которую Господь, Б-г твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: «Поставлю я над собою царя, подобно всем народам, что вокруг меня». Тогда поставь над собой царя, которого изберет Господь, Б-г твой, из среды братьев твоих. Не можешь поставить над собой чужеземца, который не брат тебе… Но пусть не заводит он себе много коней и не возвращает народ в Египет… пусть не обзаводиться он множеством жен, дабы не развратилось сердце его, и пусть не умножает он себе серебра и золота сверх меры. А когда взойдет он на престол царства своего, пусть спишет себе книгу учения этого, что у коэнов и левитов. И пусть будет она при нем, и пусть читает он её все дни жизни своей, чтобы приучился он бояться Господа, Б-га своего, и соблюдать все слова учения этого и установления эти, чтобы исполнять их. Чтобы не возносилось сердце его над братьями его и не отступал он от заповеди этой ни вправо, ни влево, чтобы продлились дни жизни его в царстве его, и сыновей его среди Израиля».
Таким образом, первый закон, касающийся установления монархии в Израиле – это четкое определение времени избрания царя на престол. До тех пор, пока Эрец-Исраэль не завоевана полностью и не заселена евреями, избирать царя преждевременно.
Тора вносит такие ограничения для того, чтобы ни у кого из евреев не возникло иллюзии, будто их успехи — это результат военной мощи и полководческого таланта царя. Евреи должны были понять, что их войны ведет сам Господь, и они побеждают лишь потому, что Всевышний обещал дать им эту страну и осуществляет свое обещание, направляя полководцев.
Когда евреи заселят и освоят Эрец-Исраэль, они сами придут к выводу о необходимости введения монархии (таким образом, вышеприведенный отрывок Торы, следует рассматривать как пророчество). Царь должен быть избранником Всевышнего, и должен руководить своим народом согласно Богоданным законам Торы.
Как явствует из той же цитаты, царская власть ограничивалась по трем направлениям. Иными словами, следовало установить три преграды на пути к царскому абсолютизму:
1. «Пусть не заводит он себе много коней».
Нельзя забывать, что речь идет о временах, когда количество содержащихся у человека лошадей были эквивалентом его могущества и власти. Сейчас бы это ограничение царя касалось, видимо, очень дорогих «иномарок».
Однако, суть не в этом. Армия, обладавшая большой конницей, имела бы много большие шансы на успех в сражении. Отсюда ясен смыл ограничения: царю запрещалось превратить армию в орудие удовлетворения своих имперских амбиций, и предпринимать завоевательные походы против соседей, втягивая государство в ненужные, бесконечные, кровопролитные войны. Иными словами: «Не допусти, чтобы цезари и наполеоны воссели на еврейский царский престол!»
2. «И пусть не обзаводиться он множеством жен».
Цель этого ограничения прямо указана далее по тексту Торы: «дабы не развратилось сердце его». Многочисленный гарем будет постоянно отвлекать царя не только от государственных и военных дел, но и от служения Господу Б-гу! Иными словами: «Не допусти, чтобы казановы и распутины воссели на еврейский царский престол!»
3. «Пусть не умножает он себе серебра и золота сверх меры».
Иметь большую казну, откуда можно черпать средства сверх бюджета на непредвиденные расходы, — дело, без сомнения, достойное похвалы. Но в то время добиться этого можно было лишь одним способом – резким повышением налогов, что означало чрезмерное угнетение подданных. А это в свою очередь рано или поздно привело бы к недовольству среди народа, революции и, — Б-же упаси – свержению «скупого рыцаря», думающего только о своем кошельке!
Такого допустить никак нельзя, поэтому и ограничивался еврейский царь в своём стремлении к стяжательству и накопительству. Иными словами: «Не допусти, чтобы плюшкины и гарпагоны воссели на еврейский царский престол!»
Как уже было сказано, все эти ограничения были призваны не допустить возникновения в еврейском царстве тиранического абсолютизма, подобно тем, что процветали тогда на Древнем Востоке. Еврейская монархия должна служить народу, а не порабощать его. Кроме того, постепенно сложилось своего рода разделение власти между царем, Синедрионом (собранием мудрецов) и пророками, оказывавшими решающее воздействие на умы людей.
Тем не менее, подавляющее большинство еврейских царей, что называется, не были идеалом, соответствовавшим предъявленным требованиям. Если не брать в расчет такие без сомнения великие фигуры, как Саула, Давида и Соломона, то остальные, за редчайшим исключением, нарушали Б-жественные заповеди и установления. Причем, создается впечатление, что еврейские цари устроили своего рода соревнование: кто кого перещеголяет в грехах и причиненном подданным зле. Так, если царь Надав просто «делал злое в очах Господа», то другой, царь Омри, «делал злое в очах Господа, и поступал хуже всех, кто был до него», а сын его, царь Ахав, делал «злое в очах Господа более всех, кто был до него» и т. д. Печально, горько и досадно, но от истории никуда не уйти. Она пишется один раз и не допускает изменений… увы!
Остается добавить, что в целом форма монархии у евреев была без сомнения много более прогрессивна, нежели у соседей, тем более, что была она так же и Б-гоосвященная. Не вина Б-га, если еврейские цари возомнили о себе слишком много. Это беда. И беда их подданных, доведенных царями до гибели и почти изгнания сначала ассирийцами, потом вавилонянами…
Кстати, мелех Шломо тоже плохо кончил. Как раз таки из-за «развращения сердца» своего. А как все хорошо начиналось…
А еще что интересно — изначально Вс-вышний предлагал Израилю себя самого, как одного Царя, но наш народ решил стать похожим на окружающие народы — и уравнялся в этом с ними, приняв царя-человека.
/продолжаю мысль/ … в чем, конечно же, ошибся! Ибо, какой человек может сравниться со Всевышним? Особенно в сфере правления на благо народа… Увы, это была не единственная ошибка евреев, ну, что уж тут поделаешь…
Что же до царя Соломона, — мелеха Шломо, — то его «плохая кончина» более чем ярко описана в финальном монологе пьесы Фридриха Дюрренматта «Физики»: «Я – Соломон. Я – бедный царь Соломон. Некогда я был сказочно богат, мудр и богобоязнен. Моя власть сотрясала могущественные троны. Я был царём мира и справедливости. Но моя мудрость уничтожила мою богобоязненность, и, когда я перестал бояться Бога, моя мудрость уничтожила моё богатство. Ныне мертвы города, в которых я правил, и пусто царство, вверенное мне…»
Слава Б-гу, в последнем Дюрренматт ошибся: ныне живы города и цветет царства Соломона — Израиль!
Да, это точно :)