«Кошерное» рабство



скульптура Микеланджело "Раб, разрывающий цепи". Лувр

«Раб ли Израиль, или родился он в доме рабства? Отчего же стал он добычею?»

пророк Иеремия, 2:14-15.

«Рабы продолжали ненавидеть господ, что вполне естественно – верный раб встречается только в скверных исторических романах и у евреев»

Walrus-KAY, «История Древнего Рима. Том 2, Эпоха империи (60 г. до н. э. – 476 г. н. э.)»

«И о а н н. Ты чьих будешь?
Ш п а к. Я извиняюсь, чего это – чьих, я не понимаю?
И о а н н. Чей холоп, говорю?
[…]
Ш п а к. Извиняюсь, что это вы все – холоп да холоп! Какой я вам холоп? Что это за слово такое?
[…]
З и н а и д а. Это он из роли, из роли…
Ш п а к. Эта роль ругательная, и я прошу ее ко мне не применять.»

М. Булгаков, «Иван Васильевич»

Сейчас подавляющее большинство людей пришло к выводу, что рабству не место в цивилизованном мире. Начался этот процесс достаточно давно: поэтапная отмена крепостного права в Европе, а позже — в России, международные соглашения запрещающие работорговлю и т.д. Кульминацией процесса освобождения ближнего своего, без сомнения, стала знаменитая Гражданской войны в США между рабовладельческим Югом и прогрессивным Севером.

В то ж время, не может не возникнуть вопрос: если в Торе представлена идеальная модель человеческого общества, основанного на гуманизме и справедливости, то как это совмещается с санкционированным Свыше рабством?

Тем более, что идея свободы – суть одна из центральных идей Торы: история еврейского народа начинается именно  освобождением от рабства, ибо только свободный народ достоин заключить Союз с Всевышним и получить Тору!  Сыны Израиля, испытавшие на себе горечь рабства, как никто другой всеми силами противостоят возвращению к рабству в любых его формах!

Кого же Тора называет «эвэд иври» («еврейским рабом»)? Прежде чем ответить на этот вопрос, попытаемся разобраться: как можно силами общества помочь тому, кто окончательно запутался в финансовых проблемах, например, разорился, и не в состоянии вернуть долг? В этом случае Тора предписывает несколько видов экономической помощи: ссудить дополнительный кредит на льготных условиях, выдать определенную часть урожая и т. д. Помощь, что ни говори, малоэффективная, но в беде не выбирают…

Однако, как быть, если принятые меры не помогли? В таком случае еврей действительно становиться рабом другого еврея. Происходит это при следующих двух условиях:

1) если еврей украл чужую собственность, был разоблачен и предан в руки правосудия. Суд обязывает его вернуть двойную стоимость украденного, а в случае с мелким и крупным рогатым скотом, – соответственно, четырех- и пятикратную. Если же вор не в состоянии заплатить, его продают в рабство, а деньги вырученные таким образом, поступают пострадавшему в качестве компенсации.

2) если еврей задолжал крупную сумму, он может сам себя продать в рабство, юридически оформив это по установленной форме. Деньги, вырученные с этой сделки, он отдает кредиторам, погашая долги.

Прежде чем перейти к рассмотрению законов, касающихся  евреев, попавших в рабство, следует сказать о том, что наше религиозное законодательство стремиться обеспечить личную свободу каждого еврея. В этом заключается коренное отличие законов Торы о рабах от аналогичных законов нееврейского мира. Поэтому, в случае, если еврей попал в рабство к хозяину из любого другого народа, на каждом (!) еврее лежит религиозная обязанность выкупить своего соплеменника. Ведь находясь в рабстве он не может служить Всевышнему, как того требует Тора! Жизнь еврея посвящена исключительно Творцу, и никакого иного рабства над ним быть не может, ибо его господин – Господь.

негр-раб, ведомый на рынок (США до Гражданской войны)

Вернемся, однако, к рассматриваемой теме. Принимаясь за изучение законов, касающихся  евреев, попавших в рабство к евреям же, мы сразу обнаруживаем поразительную вещь: они ни коим образом не направлены на какое бы то ни было ущемление раба. Так, еврей не может быть продан в рабство более чем на 6 лет. По истечению этого срока хозяин обязан вернуть еврею личную свободу.

Рабство ограничено не только во времени, ограничена и власть хозяина. Хозяин обязан кормить раба той же пищей, которую ест сам (!), он обязан заботиться о семье раба, более того, существует несколько видов работ, которые запрещено перепоручать рабу! Это не только тяжелая физическая работа, но и работы не имеющие иного смысла, кроме как измотать человека до полного упадка сил, или нечто унизительное. Всё это в Торе объединено одним смыслом: такую работу совершали предки наши вовремя египетского рабства. Поручая рабу какое-либо дело, хозяин обязан точно определить время выполнения поставленной задачи.

Всегда и во всех уголках земли раба рассматривали как безраздельную собственность господина, нечто вроде самодвижущейся и говорящей мебели . Однако, согласно Торе, на протяжении шести лет, в течении которых раб-еврей находиться у хозяина-еврея, тот может использовать только его рабочую силу. Жизнь раба ни в коем случае не принадлежит хозяину, и тот не в праве на неё посягать. Не может быть и речи о намеренном убийстве раба, забиении его до смерти, или применении столь жестокого наказания, от которого раб умирает. За всё это хозяин отвечает по всей строгости закона, как за убийство свободного еврея.

Естественно, хозяин так же не волен распоряжаться личной жизнью и/или семьей своего раба, насильно женить и разводить их, самому жениться на рабыне или выдавать свою дочь за раба против их воли. Тем более, использовать рабов для блуда, насиловать их, применять всякого рода извращения,  или добывать деньги, открывая публичный дом из своих рабов и рабынь!

Но самое удивительное – требование наградить раба по окончании срока работы «от всего, чем наградил тебя (хозяина) Господь». Этот закон уходит своими корнями в историю Исхода из Египта. Евреи не бежали, как рабы, спасающиеся от жестоких господ, а вышли как свободные люди, унося с собой «великое достояние», которым одарил их Всевышний. Поэтому и раб выходит на свободу не с пустыми руками.

Ограничивая срок пребывания в рабстве, Тора предусматривает возможность его продления по обоюдному согласию раба и хозяина. В таком случае, хозяин должен привести раба к судьям, которые постараются убедить этого человека в том, что он совершает большую ошибку, жертвуя свободой в обмен на блага еврейского рабства. Если же он стоит на своем, его приставляют к косяку двери и прокалывают раковину уха шилом в знак того, что еврей, слышавший у горы Синай, что не может быть у него другого хозяина, кроме Всевышнего, все равно пожелал остаться в рабстве!

Ф.Фабби. "Наложницы" (1887 г.)

После этого раб может остаться у своего господина, но наступление пятидесятого «юбилейного» года освободит его, хочет он того или нет. Естественно, без согласия раба хозяин не имеет права задерживать его в рабстве. За такое он отвечает по всей строгости закона, как за похищение человека.

Что же касается прав рабыни-еврейки, то, вопреки широко распространенному на Древнем Востоке закону о продаже отцом своей дочери в рабство, Тора категорически запрещает делать это. Зато разрешено отдавать дочь другому еврею (естественно, с полного её согласия), чтобы он сам или его сын сделал девушку своей наложницей. Естественно, по сравнению с женой, наложница занимает подчиненное положение, и её права не столь обширны.

Такого рода передача дочери в наложницы разрешено Торой с единственной целью: помочь бедной девушке, живущей в отчем доме впроголодь, и ставшей обузой для родителей.

Взяв наложницу, хозяин, или его сын, обязуется обеспечить ей необходимый минимум жизненных благ, положенных жене: супружеские отношения, питание, кров и одежду. Если же нет возможности обеспечения всего этого, закон велит освободить девушку, но не передавать её никому другому!

Все вышеперечисленные законы о рабе-еврее (само собой, что на раба-неееврея они не распространяются, там своя юрисдикция, рассмотрение которой выходит за рамки этого очерка) могут исполняться лишь когда все евреи соберутся в Эрец-Исраэль и будет восстановлен Храм, а с ним и царствие Б-жие на земле. До этого эти законы, как и многие другие, не действуют.





Мы в Facebook. Жмите:

Как скачать?


Вам может быть так же интересно:

1 ответ

  1. Aleks Megen:

    Спасибо, очень познавательная статья, Артём! :)
    Буду с нетерпением ждать еще! :cool:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *