Миссия русской алии (Дмитрий Радышевский)
Различие между миссией и Мессией очевидно. Не каждый человек может быть Помазанником. Более того, Мессией может быть только один человек. Или богочеловек. Но это уже теология. Мы же говорим о телеологии — науке о цели. Жизненной целью, жизненной задачей — миссией своего существования — обладает каждый человек, социальная группа, государство.
Для того чтобы облегчить задачу осознания жизненной миссии, человеку имеет смысл проанализировать базовые данные своей судьбы. Эзотерика, от каббалы до буддизма, учит, что при воплощении душа выбирает семью, страну и племя не случайно. Метафизику, конечно, можно отрицать и верить только в химию и в газету «Гаарец», но даже заядлым материалистам не грех проанализировать свою сущностную связь с упомянутыми обстоятельствами.
В нашем случае — и это объединяет всех читающих данную книгу и эту статью — эти базовые составляющие судьбы одинаковы: наши «я» выбрали еврейский народ, страну Израиль и русскую культуру.
Мы — родственники в кубе. Почему? Почему наши судьбы стоят именно на этих трех китах? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять метафизические задачи еврейского народа, Государства Израиль и русскоязычной культуры.
Миссия евреев
Книга книг говорит, что миссия эта — быть «народом святым», народом священников.
В чем функции священника? Он обладает сознанием, постигающим высшие духовные законы, и способностью низвести эти высшие энергии на материю, теургически освящая ее, — т.е. священник преображает материальное бытие в соответствии с духовным сознанием.
В этом — уникальность иудаизма по сравнению с другими, в первую очередь с восточными, религиями. И в иудаизме, и в ин- дуизме-буддизме стоит цель осознания Истины и постижения духовных законов. Но это постижение является на Востоке самоцелью, концом путешествия: достичь просветления, чтобы разо- тождествиться с этим миром. В иудаизме цель — познать духовные законы, чтобы на их основе перестроить, исправить, преобразить мир. В христианстве эта, воспринятая от евреев задача осталась на уровне догмата («преображение плоти», «трансфигурация» как чаемый конец истории в православии), но не стала Га- лахой — руководством к ежедневному, настойчивому и кропотливому действию.
Другой образ, полезный для осознания еврейской функции «света народам», — антропоморфический. В едином теле человечества еврейский народ избран быть центром сознания — неким гипоталамусом, находящимся между двумя полушариями, рациональным и иррациональным, «материальным» и «духовным». Эта малая железа, совокупность высших центров организма, призвана гармонизировать их взаимодействие — пронизать материальное духовным (что символизирует Звезда Давида), примирить Бога и человека, продвигая род людской к богочеловечеству.
Метод выполнения этой функции евреям был дан двуединый: обучать народы духовным законам и показывать им пример этической жизни, т.е. применения этих законов. Эта энергия в проводнике и дает свет народам.
Каждый раз, когда человечество оказывалось в духовном тупике, евреи давали ему новую порцию света — импульс духовного знания, поднимавшего народы ко все большим степеням духовной свободы и духовной ответственности.
Готовя его в рассеянии, произвести этот духовный взрыв еврейский народ мог только сконцентрировав свой дух в тесном материальном сосуде, обладающем особыми свойствами, — в
Земле Израиля. Так было после каждого Исхода — из Египта и Вавилона.
Дав знание и построив его великий материальный символ, Храм, евреи должны были выполнять вторую часть двуединой функции — строить свою жизнь как пример воплощения этих законов. Провал в последнем приводил к разрушению Храма и к новому изгнанию.
Сейчас произошел третий и, будем надеяться, окончательный Исход. Иначе — т.е. не в контексте духовной истории еврейства — рассматривать восстановление Государства Израиль не имеет смысла.
Соответственно, Израиль вновь выведен из галута в Обетованную ему землю для выполнения этой конкретной функции, состоящей в том, чтобы дать народам новое сознание, которое поможет человечеству решить основные духовные задачи этой эпохи; и дать пример — создать совершенный социальный организм, т.е. превратить Государство Израиль в пример общества, построенного на этом знании.
Миссия Израиля
В чем же основная духовная задача современности — т.е. какое сознание, какое новое откровение должен дать восстановленный Израиль миру?
Основным конфликтом эпохи является обострившийся и проникнувший во все сферы жизни, включая геополитику, извечный конфликт между Личностью и Богом. Сегодня это — Запад против Востока: Модернизация против Традиции, Индивидуум против Общины, Наука против Религии, Моральный Релятивизм западного, номинально христианского мира против Тоталитарной Веры мира исламского.
Израиль — в эпицентре этого конфликта, на стыке Востока и Запада и географически, и духовно. В Израиле этот конфликт сжат до взрывного состояния: и в борьбе с палестинцами, и в конфликте Востока и Запада внутри самого израильского общества. Это напряжение, которое ощущают все израильтяне, должно породить выброс нового духовного импульса — импульса, который пробьет для мира выход из данного тупика.
Выходом, который Израиль укажет миру, является не распространение вширь формы (демократии), но внедрение сути в самую глубь социума и человека. Суть эта — интегральное сознание, наполняющее цивилизационные формы Запада стремлением к духовным идеалам Востока и направляющее религиозную пассионарность Востока в гуманистические и созидательные цивилизационные формы.
Именно Израиль призван вернуть Востоку утраченную Личность и Западу — утраченного Бога, создав в мире тот «шалом» (полноту-целостность), что необходим для продолжения общечеловеческой миссии — осознанной духовной трансформации мира.
Именно Израиль призван первым достичь конца Истории — понимая историю как процесс развития государств. Венцом этой Истории должно стать создание Совершенного Социального Организма — такого уникального духовно-политического устройства, которое, сохранив западные права и свободы личности, придет к восточному идеалу общинной любви. Израиль призван стать пилотным проектом человечества, явив пример свободного, основанного на знании духовных законов перехода от конкуренции к кооперации во всех областях социальной жизни.
В этом — служение всем народам; в этом — всемирное священство нового Израиля: несение человечеству подлинного Мира — шалома, шлемута — цельности и святости, а не того морально тухлого и рационально самоубийственного компромисса со злом, который в сегодняшней политике называется «миром».
Однако сегодняшний Израиль, давно имея единую еврейскую теологию, даже не думает о необходимости создания единой израильской телеологии — понимания цели (национальной задачи) Израиля.
На минувшем историческом этапе ее понимали верно — Израиль должен был восстановить форму государства, его тело. И верно понимаемая цель привела к содействию высших сил и к чудесным победам. Но дальше тело надо было наполнить духом: пониманием того, для чего именно был восстановлен Израиль. Ответ — для создания безопасного убежища для евреев — не верен. Если б это была цель, Израиль был бы восстановлен в Бруклине или, на худой конец, в Уганде. Там безопасней. Израиль сегодня вообще — одно из самых опасных мест в мире для евреев. Тогда для чего?
Ответа Израиль пока не дал. Новым духом тело не наполнено. А тело без духа — труп. И труп начинает разлагаться: от государства отваливаются куски территорий, коррупция разъела политическую систему, расползается социальная ткань — сплоченность общества.
Два существующих ответа о национальной задаче — ответ «ассимиляторов» и ответ «гетто» — являются телеологически неверными. Поскольку выбраны ложные цели, ни высшие силы, ни, если угодно, исторические законы не помогают стране продвинуться ни к одной из них.
Идеологией правящей элиты Израиля — можно называть ее постсионизмом или псевдопрагматизмом — на самом деле является ассимиляция. Не религиозная ассимиляция индивидуального еврея в окружающем его инородном обществе, но политическая, о которой писал еще Жаботинский, ассимиляция коллективного еврея — Израиля — в мировом сообществе.
Согласно этой идеологии, смысл двухтысячелетнего стремления вернуться в Сион состоит в осуществлении «калифорнийской мечты»: вилла, море и возможность забыть обо всем. Ради достижения этой мечты, этого мира сейчас же сегодняшний Израиль тщится быть принятым в семью народов на правах маленького Изи.
Но метафизика — такой же реальный фактор в судьбе евреев, как физика в судьбе падающего с дерева яблока. И народы не дадут Израилю уклониться от его миссии, подстегивая его разнообразными страданиями к духовной работе — к тому, чтобы он произвел новый импульс «света из Иерусалима» — дал народам пример и путь выхода из тупика. Антисемитизм, таким образом, был и остается нетерпением спасения у народов земли — спасения, которое — по непреложному, пусть и обременительному для израильтян декрету Книги — было и остается «от евреев».
Но второй ответ о национальной миссии, который сегодня есть в наличии в Израиле, ответ религиозного «гетто» — в котором помнят, что новый Исход произошел для «совершения служения», а не просто для «свободы», — также не верен, ибо служение это видится идеологам «гетто» в качестве возвращения в золотое галахическое прошлое иудейского царства. Однако, даже не задаваясь вопросом о пробе той золотой архаики, следует помнить, что история — не ксерокс, а спираль и возвращаться надо на более высокий виток.