Моисей бен Нахман (Нахманид, РАМБАН)

В XIII веке в католической Испании были нередки столкновения между еврейским и христианским духовенством. До костров инквизиции пока не доходило — это еще впереди… — но спорили отчаянно, как пел Высоцкий (правда, по другому поводу) «до ссадин, до смертных обид…»

Арагонский король Хайме (Яков) I был ревностным католиком и поставил себе целью крещение всех евреев и арабов (мавров). Доминиканские монахи, впоследствии ставшие ядром института инквизиции, готовили священников, в совершенстве владеющих ивритом, ладино и арабским, чтобы иметь возможность проповедовать не-христианам Испании. Среди этих монахов-миссионеров особо выделялся крещенный еврей Павел Христиани, который проповедовал истинность католической веры, ссылаясь на Тору и Талмуд.

Как-то раз доминиканцы решили провести публичный диспут между христианами и одним из крупнейших раввинов, рассчитывая, что христиане победят, и тогда евреи вынуждены будут принять крещение не по угрозой пыток и казни, а подавленные величием логики и неоспоримых аргументов.

Кстати, сами евреи тоже возлагали на тот диспут большие надежды: подавленные величием логики и неоспоримых аргументов, христиане в массовом порядке примут иудаизм, для чего, по меткому выражению Гейне, «заготавливали впрок много остро заточенных бритв для обрезаний».

Выбор доминиканцами оппонента отнюдь не случайно пал на раввина Моисея бен Нахмана (Нахманида), более известный под именной аббревиатурой РАМБАН (1195 – 1270 гг.). Собственно, кандидатуру этого глубокого знатока Торы и Талмуда, поэта, получившего прекрасное светское образование, лингвиста-полиглота, главного раввина Каталонии, предложил сам король Хайме I, лично знавший РАМБАНа и нередко советовавшегося с ним по разным вопросам.

Диспут состоялся в Барселоне в 1263 году. Это был большой и долго  тянувшийся спор о достоинствах христианства и иудаизма. РАМБАН один противостоял 250-ти христианским теологам и богословам, зато мог высказываться без цензурных ограничений, все, что думал (для подобных диспутов – уникальная привилегия!)

Прения и споры велись вокруг следующих трех вопросов:

1)      Явился ли Мессия, или это еще предстоит?

2)      Мессия – бог это или человек?

3)      Чья вера правая?

РАМБАН, в частности, доказывал, что Мессия еще не пришел, ибо, по словам пророков, его приход будет означать конец всем войнам на земле, а таковое не наблюдается: повсюду царит насилие, льется кровь в битвах между народами, с чем оппоненты не могут не согласиться. В подобном же ключе были и другие ответы прославленного раввина.

РАМБАН настолько хорошо отстаивал свою точку зрения, что Хайме I объявил его победителем диспута и вручил в награду триста динариев. Кроме того, король во всеуслышанье заявил, что никогда не слышал более блестящей защиты неправых воззрений. По настоянию духовника короля, РАМБАН обобщил свои аргументы в трактате «Сефер ха-викуах» («Книга спора»), чтобы она послужила весьма важным учебником для проповедников среди евреев.

Но ожидаемого массового обрезания испанцев так и не произошло, бритвы остались лежать в своих замшевых кошельках, а над самим «виновником торжества» вскоре нависла большая угроза: мстительные доминиканцы пожаловались самому Папе, тот повелел королю наказать РАМБАНа, и последнему ничего не оставалось, как летом 1267 года бежать в Палестину.

фрагмент интерьера синагоги РАМБАНа в Иерусалиме

Палестина в это время находилась под властью египетских султанов, в ней жили мелкие, полу-разрозненные еврейские общины. РАМБАН побуждал их к объединению, строительству синагог и открытию новых школ. Так, им был приобретен в Иерусалиме на собственные деньги участок земли недалеко от гробница царя Давида на горе Сион, и построена синагога, где на протяжении следующих 300 лет молились вместе сефарды и ашкеназы. Сейчас «синагога РАМБАНа» —  старейшая действующая синагога Старого Иерусалима (угол ул. Ха-Йехудим и площади Хурва в Еврейском квартале).

Сам же Нахманид дожил свои дни в Иерусалиме, окруженный ореолом духовного величия. Место его захоронения точно не известно и поныне.

Сохранившиеся до наших дней около пятидесяти сочинений РАМБАНа, показывают, что он досконально знал Талмуд и каббалу, а его книги по интерпретации Торы оказали большое влияние на знатоков Священного писания последующих поколений.


Как скачать?

6 комментариев

  1. Timur_75:

    Ув. Walrus-Kay, какими из 50-ти сочинений РаМБаНа, в переводе на русский, вы располагаете? Спрашиваю из шкурнического интереса.

    • Walrus-Kay:

      Благодарю за проявленный интерес, ув. Timur_75 :smile: , но вынужден огорчить: лично я ни одним из трудов великого РАМБАНа не располагаю :( Сам огорчен этим фактом, но он налицо.
      Единственное, чем могу — это дать ссылку на его «Диспут» в интернете: http://www.jewish.ru/library/tradition/2007/05/news994249438.php
      Увы, это всё, что могу для Вас сделать в этом отношении…

      • Timur_75:

        Спасибо за ссылку.

        • Moishe:

          Уважаемый Тимур, при желании — и при отсутствии возможности купить в магазине — можно заказать книги Рамбама, как и многие другие по интернет. В зависимости от того, где вы находитесь, можете выбрать магазины и редакции в Израиле, в России, на Украине, в Штатах… Я заказываю и, что уже не удивительно, получаю. Надо, могу дать адреса. Успешного изучения.

  2. Вечная Жидовка:

    :!: Большое спасибо,мой дорогой Walrus-Kay,за эту статью! Оказывается,мой внук был в этой синагоге,но ничего не знал о РАМБАНе. Теперь он узнает,я послала ему ссылку на ваш сайт! Большое вам спасибо,и вам, Aleks Megen! У вас отличнейший сайт,дай бог вам здоровья :!: :smile:

    • Aleks Megen:

      Рад, что вам нравится наш сайт :) хочется чтобы он был не «мой» или «наш с Артёмом», а именно «наш общий»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *