Моисей Мендельсон


Во второй половине XVIII века в Западной Европе началось движение просветителей, направленное на освобождение человеческого разума от стягивающих любое умственное движение пут средневековья, на то, чтобы даровать человеку свободу мысли, свободу вероисповедания, свободу быть человеком, а не той покорно дрожащей тварью, которую пытались и пытаются до сих пор сделать из него цари и священники всех мастей.

Это было время великих энциклопедистов Вольтера, Руссо и Дидро. Европа зачитывалась ими назло всем королям и епископам, корчившихся в судорогах при одном упоминании этих светлых имен. А в Германии рос великий человек, которому суждено было возглавить этот движение в еврейской среде, стать маяком просвещения и освобождения евреев. Это был Моисей (Мозэс) Мендельсон.

Родившийся в семье бедного переписчика синагогальных свитков и самозабвенно учась, в возрасте четырнадцати лет, Моисей переезжает в Берлин вслед за своим духовным учителем и наставником. Там, не взирая на слабое здоровье, нужду и отвратительные условия существования, Моисей продолжает учебу, постигая иврит, латынь, греческий и европейские языки. Чтение философских трудов великого РАМБАМа пробудило в нем дух свободного исследования, и стало путеводной звездой на всю жизнь. Моисей обогащает свой ум философскими знаниями, считавшимися вредными (даже опасными) для еврейского юноши, изучает математику, французских и немецких просветителей. Вскоре он завоевывает блестящую репутацию философа-рационалиста, одаренного литературного критика, в совершенстве владеющего стилем. Его дом стал центром еврейской и не еврейской интеллигенции, которую Моисей привлекал в себе эрудицией, скромностью и приятным обхождением.

В 1750 году он получил место учителя в доме владельца шелкопрядильной фабрики, позднее – бухгалтера, а затем стал совладельцем фабрики и менеджером. Материально обеспеченный, он мог свободное время посвящать умственной работе. Важнейшим событием в жизни Моисея стало знакомство с великим немецким писателем Эфраимом Лесингом, ставшим его близким другом и наставником. Он,  видевший в Мендельсоне благородного представителя еврейской нации, ввел его в круг образованной элиты Германии. Он же положил начало литературной известности друга, напечатав даже без ведома автора его «Философские беседы» (1755 год). Книга пользовалась большим успехом у читателей, благодаря ясности изложения и великолепному стилю языка. В 1763 году Мендельсон был удостоен премии Прусской Академии наук, а через восемь лет Академия хотела сделать Мендельсона своим действительным членом, но антисемит-король не утвердил избрания.

здание Прусской академии наук того времени

Еще больший успех имела книга Мендельсона «Федон, или о бессмертии души», написанная в 1767 году (первый русский перевод был осуществлен в 1811 году). Автора ставили в один ряд с лучшими мыслителями Германии, его называли «еврейским Сократом», выдающиеся ученые и писатели искали знакомства с Мендельсоном, считая за честь быть приглашенными в его дом на философско-нравственные дискуссии. Сам же Мендельсон высказывался за права здравого человеческого смысла, считая, что настоящий человек должен придерживаться трех основополагающих принципов: чистая религия, нравственность и просвещение.

В то же время Мендельсон никогда не отрекался от иудаизма, не забывая об интересах своего народа. Много сил и стараний он употребил для укрепления и обновлению европейского еврейства на позициях просвещения. В 1769 году некий швейцарский священник Лафатер предложил Мендельсону устроить публичный диспут по его, Лафатера, книге «Доказательства истинности христианства». Условия были таковы: Мендельсон либо опровергает все доказательства, изложенные в книге, либо принимает крещение. Этот вызов возмутил Мендельсона, и тот напечатал «Послание Лафатеру», в котором, в частности, гордо заявлял, что никогда не отрекался и всегда будет верен иудейской религии, в разумности и божественности которой он убежден, и что бесчестно поступает тот, кто изменяет своей вере и/или толкает на это ближнего своего.

Плакат, напечатанный в "Der Strumer", унижающий человеческое достоинство евреев, которые представлены в искаженном и попросту уродском свете...

Но главная задача Мендельсона заключается все-таки не в защите евреев перед внешним миром, а в обновлении их внутреннего быта и в приобщении к европейскому прогрессу. Подобно великому РАМБАМу, он стремился расширить умственный кругозор своих соплеменников, и примирить еврейские религиозные воззрения с вечными истинами философии. Его девиз гласил: «Будь евреем дома и человеком в обществе». Мендельсон утверждал, что еврей обязан знать язык и традиции, не говоря уже о законах той страны, в которой он живет, еврей должен быть достойным и полезным гражданином общества, а не сидеть в местечке, влача более чем жалкое существование. Кроме религиозного, еврей должен получить как можно более разностороннее светское образование. Тогда измениться и отношение общества к еврейству, сгинет антисемитизм, развеются как кошмарный сон средневековые предрассудки невежественной толпы. Это имело резон: жители европейских городов из века в век видели живущих рядом евреев, замкнутых в своем кругу, куда никакому нееврею нет входа, ходящих в странной, отталкивающей одежде, похожих на злобных, мрачных гномов из страшной сказки, чем-то постоянно недовольных, бурчащих под нос свою, непонятную, а значит пугающую, похожую на древние проклятия речь, чужих и чуждых остальным людям. Страшен и одновременно жалок был вид еврея, упорно не желающего меняться даже в несущественнейших мелочах. Как же их не бить? Как их не презирать? Как их не пожалеть от всего сердца, и не пытаться превратить в нормальных людей?

Мендельсон влиял на своих современников не столько книгами, сколько обаянием высоконравственной личности. Он сумел вдохновить многочисленных последователей и учеников своими идеями. Еще при его жизни была организована школа, ставившая перед собой задачи не только преобразовать еврейское школьное образование на принципах просвещения, но и возродить еврейскую литературу. Новая школа строилась как альтернатива ветхозаветному хедеру, с его исключительно талмудическим воспитанием. Мендельсон видел, что это отдалило евреев от главного корня их учения – от Торы, затмив произвольными и корыстными толкованиями безграмотных фанатиков чистый свет Божественного Слова. Он перевел Тору на немецкий язык, а потом, вместе с сотрудниками, составил образцовый комментарий к ней, основанный на грамматическом и логическом смысле библейских выражений.

Могила Мозеса Мендельсона в Берлине (Германия)

Изданная в 1783 году Тора Мендельсона встретила горячее одобрение в среде просветителей (по ней велись занятия в созданной ими школе), и, само собой, яростное негодование раввинов. Но все напрасно. Многие еврейские юноши доставали и тайно изучали Тору Мендельсона, по ней знакомились с правилами библейского языка, с библейской поэзией и историей, а многие и вовсе впервые постигали немецкий язык, а значит немецкую (передовую в Европе!) литературу и философию. И никакие розги, никакие «душеспасительные» беседы не могли остановить этого! Фанатики зубами рвали книги Мендельсона на куски, жгли их, учреждали действительно инквизиторские трибуналы, судили и немилосердно карали «отступников»! В ответ дети, юноши и девушки убегали из мрачных застенков духовных гетто, без сожаления оставляли местечки, вступали в самое активное взаимодействие с обществом Мендельсона.

Говорят, спасший одного человека – спас целый мир. Если это так, то вечная честь и слава Моисею Мендельсону, спасшему сотни людей и сотни миров, отдавший жизнь за светлое будущее евреев всего мира!



Как скачать?

4 Responses

  1. ekel_alfred:

    Шалом! Спасибо за статью, но я снова с критикой… , после прочтения статьи остаётся привкус как после передовицы газеты «Правда»…
    Особенно всё это: «Фанатики зубами рвали книги Мендельсона… «, «Страшен и одновременно жалок был вид еврея, упорно не желающего меняться даже в несущественнейших мелочах. Как же их не бить? Как их не презирать? Как их не пожалеть от всего сердца, и не пытаться превратить в нормальных людей?»
    Да и назвать Фридриха Великого антисемитом имхо большое преувеличение…

    Кстати, среди результатов деятельности Мендельсона (движение Хаскала) можно назвать и немецкое еврейство начала прошлого века, которое стремилось быть больше немцами чем сам кайзер, относившееся к еврейским беженцам из Польши как к людям 3го сорта, а потом так и не осознавшим, что их любимая великая Германия делает с ними такое… Уже сын Мендельсона принял христианство, и т.д. Про это можно говорить очень долго, это всё совершенно не умаляет роль и величину это человека.
    Но не гоже делать из тех обычных евреев образ зачуханых гномов, они жили и выживали по своим правилам и старались «не прогибаться под изменчивый мир». В основном благодаря этим «злобным, мрачным гномам из страшной сказки» мы сохранились как нация, а иначе мы бы уже все давно из Сынов Менделя (Мендельсон) стали бы просто Бартольди…

    • Walrus-Kay:

      Благодарю за хороший отзыв, который, как и моя статья, оставляет некий привкус. Не плохой, но как бы сказать помягче, странный…
      Во-первых, разве Вы, ув. ekel_alfred, уже имели удовольствие меня критиковать? Что-то не припомню, ну да бывает всяко… мог и я забыть, могли и Вы перепутать, или не иметь ввиду именно меня. Мало ли кого критикуете, ну, нравится это занятие, я Вас понимаю…
      Во-вторых, газета «Правда» — далеко не самое еще худшее издание мировой печати. Её статьи были разные по тематике, с нею, тематикой, вполне можно спорить, но стилистика всегда была на высоком, если не высочайшем уровне. Можно сколь угодно негативно относиться к коммунистическому режиму (я, кстати, не отношусь к нему негативно, отнюдь), но огульно хаять газету только за то, что она издавалась в Москве, а не в «свободном Нью-Йорке» или в «бардачном Париже» — просто недостойно, ув. ekel_alfred.
      В-третьих, фанатики в самом деле рвали книги Мендельсона зубами. Да и сейчас рвут. Я лично знаю с десяток раввинов, на которых от имени «Мендельсон» нападают корчи застарелой, больной ненависти. У одного даже истерика случается. Странный он человек (рав Рафаил Генфельд): о фашистах говорит спокойно, о антисемитах, ломающих памятники — спокойно, даже про Амалека и Амана — совершенно спокойно, а вот про Мендельсона — сразу пена изо рта… бедняга. Это я про раввина, а не Мендельсона. Тот умер в лучах славы, и пены из ртов раввинов его не трогают.
      В-четвертых, словами «Страшен и одновременно жалок был вид еврея, упорно не желающего меняться даже в несущественнейших мелочах. Как же их не бить? Как их не презирать? Как их не пожалеть от всего сердца, и не пытаться превратить в нормальных людей?» я лишь показывал мировоззрение Мендельсона и его сторонников. Вам, ув. ekel_alfred, не понравились слова или мировоззрение? Наверняка, и то и другое. Ну, в первом случае я ничего не буду менять, во втором — не станет ничего менять Мендельсон. Согласитесь, на это мы с ним имеем право, не так ли? Как и вы на свое неприятие, конечно. Кстати, тоже относится и к «злобным, мрачным гномам из страшной сказки».
      В-пятых, Мендельсон, конечно, не Моисей (хоть и носил это имя). Он тоже мог ошибаться, особенно насчет польских евреев, — кстати, это для меня совершеннейшая новость, спасибо за пояснение.
      Что же до его отношения к Германии, то, в силу «не-моисейства» Мендельсон не был и пророком. Он никак не мог предвидеть нацизм, Гитлера и «окончательное решение…» Но он и никого не тянул силой за собою, как делали те самые, на которых находят корчи, те, что устраивали аутодафе на дому, в родном местечке. Он показывал путь свободы — и уже одним этим велик! Проще сравнить: кого помнят — Мендельсона или местечковых инквизиторов? Назовите их имена, ув. ekel_alfred, да не из энциклопедий, куда никто не заглядывает, а из живой народной памяти, из того, что слышим и видим воочию. Хотя бы десять имен…
      И, в-шестых, сын Мендельсона принял христианство — и это ставят в вину Мендельсону-отцу. А внук Мендельсона написал бессмертный свадебный марш — и это не ставят в заслугу Мендельсону-деду. Справедливость, где ты, ау?
      Так судит мир, так судит ekel_alfred…

      • ekel_alfred:

        Уважаемый (без всякой иронии) Walrus-Kay, мой пост был адресован не лично вам, а скорее всему сообществу. А т.к. я всего пару раз оставлял комментарии на данном сайте, и большая часть их них была в критичном ключе.

        Во-первых: мне кажется, не стоит воспринимать всё так лично. Я вас лично не хотел задеть. И сам факт того, что на ваш пост хочется отреагировать, говорит о том, что ваш труд заметили и кого-то он заинтересовал. А уже критический отзыв является подтверждением тому, что ваше пост прочли внимательно и о сказанном в нём кто-то думал… Куда более грустно, когда написанное остаётся без внимания и оценки.

        Во-вторых: я не относил в моём отзыве газету Правда к худшем изданиям, наверняка таких достаточно в Северной Корее и т.д.. Просто словосочетание «передовица газеты Правда» для всех выросших в СССР людей достаточно ясное определение. Когда яркие, красивые и громкие фразы были не подтверждены реальными фактами, а иногда и опровергали оные. Напомню вам старый анекдот в котором Наполеон говорит, что если бы у него была газета Правда — мир бы не узнал про Ватерлоо (по словам: газета Правда и Ватерлоо анекдот легко находится в сети).
        Пример: в начале вашего поста вы пишите:
        «Это было время великих энциклопедистов Вольтера, Руссо и Дидро. Европа зачитывалась ими назло всем королям и епископам, корчившихся в судорогах при одном упоминании этих светлых имен. »
        Достаточно вспомнить дружбу Вольтера с «Северной Минервой» или вклад в просвещение Фридриха Великого…, на а то что фразы: «корчившихся в судорогах » или «Фанатики зубами рвали книги» и т.д. мягко говоря переходят за рамки литературной гиперболы…

        Про ваше в-третьих — ничего сказать не могу, т.к. названных людей не знаю и как грызли зубами труды Мендельсона не видел…, больных людей достаточно…, хотя где-то можно понять тех людей: Мендельсон пробовал разрушить их сложившейся мир, а это никому не нравится. Это мы с вами можем считать, что тот мир был неправильным, а для простых евреев того времени этого была их вселенная, которую кто-то свой, а внешний враг, а свой пробует разрушить.. Подобное евреи переживали много раз, например около 2000 лет назад…

        А вот в-четвёртых вы кажется запутались сами. Под фразой «Как их не пожалеть от всего сердца, и не пытаться превратить в нормальных людей?» я, как читатель, воспринял, что это хотели сделать «жители европейских городов» (о которых шла речь выше в том же абзаце) кнутом и пряником пробуя веками заставить евреев поменять веру. Яркий пример Лютер, который был уверен, что после его реформы христианства, евреи стадами побегут в лоно новой церкви, а те не побежали и великий Лютер стал закостенелым юдофобом.

        Предвидеть Шоа Мендельсон не мог, но вот про что вы говорите «Он показывал путь свободы» мне не очень понятно… и я также не знаю о каких местечковых инквизиторах вы пишите. Вы извините, но создаётся такое впечатление, что в статье про Мендельсона вы боритесь с какими-то только вам известными оппонентами.

        Да христианство сына я ставлю в вину его отцу и вижу прямую и жёсткую каузальную связь!!! Читаем википедию:

        «Ученики Мендельсона пошли гораздо дальше него в своей готовности отказаться от еврейских традиции. К концу XVIII века деятели берлинской Хаскалы провозгласили, что соблюдение религиозных предписаний утратило смысл и человечество может объединиться на основе деизма или «естественной религии». Этим была подготовлена почва для массового отхода от иудаизма представителей высших слоев еврейства Западной и Центральной Европы»

        и дальше: «Из шести детей Мендельсонов, четверо крестились.[2]»
        &
        «К середине 19-го века из 56 потомков Мозеса Мендельсона только четверо оставались евреями, остальные не только ассимилировались, но и были официальными христианами.[2] »

        Лично для меня такой путь с просвещением никак не связан, это путь ассимиляции и исчезновения евреев как этноса без всякой помощи извне.

        И да, если бы не дед Мойша, внук Янкель не написал бы этот марш и мы бы ходили за кольцами под другой мотив…

        «Справедливость, где ты, ау?
        Так судит мир, так судит ekel_alfred…» — Вы мне просто льстите!!! А шейнем данк!! Спасибо! :-)

        • Walrus-Kay:

          Ваши аргументы, уважаемый (тоже безо всякой иронии) ekel_alfred, достойны обсуждения, равно, как и вежливость достойна похвалы. Однако, я не думаю, что комментарии на сайте — то самое место, где стоит устраивать дуэль, пусть даже и такую увлекательную.
          А потому, имею честь пригласить вас на форум —
          http://forum.evrofilm.com/index.php?/topic/37-%D0%BA-%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%83-%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C/
          где, в спокойно, непринужденной обстановке фехтовального зала, мы смогли бы продолжить наш спор. Глядишь, авось из этого что-то выйдет… ну, хотя бы взаимное морально-интеллектуальное удовлетворение. :cool:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *