«Моя шестиконечная звезда…» Часть третья

чем не "маген-Давид"?!

Происхождение «маген-Давида» (все равно как декоративного элемента, мистической фигуры или общееврейского символа), достоверно неизвестно. На этот счет существует десятки гипотез и теорий (порой вводящие исследователей в заблуждения, противореча даже сами себе (!)), за каждой из которых – знания и авторитет выдающихся специалистов. Поэтому, несмотря на поистине de richess[1] мнений историков и ученых разных стран, мне придется выбирать наиболее вероятные и принятые подавляющим большинством специалистов версии…

Начнем, естественно, с религиозных версий, а так как религия у нас одна, — иудаизм (напоминаю это на всякий случай, ну, мало ли что…), — задействуем  ТАНАХ. Итак, по мнению многих комментаторов, белая лилия (Lilium candidum), которая состоит из шести лепестков, символизирует еврейский народ, о чем прямо говорится в Песне Песней: «Я – нарцисс Шарона, лилия долин! Как между тернами лилия, так подруга моя между дев…» (2:1-2). Шесть цветочных лепестков как ничто другое похоже на шестилучевую «звезду», то бишь, гексаграмму.

Израильский исследователь Ури Офир, апеллируя к авторитету средневекового поэта и философа Авраама ибн Эзры, полагает, что происхождение «маген-Давида» связано с храмовой Менорой: под каждым из её семи светильников якобы располагался золотой цветок с шестью лепестками, то есть, та же лилия. А это, как мы только что выяснили, есть «прообраз» гексаграммы.

Таким образом, рассуждает исследователь, «маген-Давид» есть, во-первых, еврейское самобытное, ни у кого никогда не заимствованное «ноу-хау», полученное прямиком от Господа Б-га, и, во-вторых, это самый древний и исполненный высочайше-глубочайшего значения символ! Что и требовалось доказать.

«Вечер не заканчивается на автоответчике», — как-то решила про себя Селина Кайл. Полностью с ней согласен, особенно в контексте вышесказанного: мнение Ури Офира – одно из многих и многих мнений. Рассмотрим и другие.

Согласно средневековым еврейским легендам, а так же мидрашам, «маген-Давид» был изображён на щитах воинов царя Давида. Некоторые пошли дальше, раскрывая рациональную сторону легенды: щиты древнееврейских воинов были якобы сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме двух равнобедренных перекрещивающихся треугольников. Согласно же тем, кто пошел в этом направлении дальше дальшего, сами щиты были шестиугольными, либо шестиугольной была рама шита, на которую натягивалась кожа.

Вполне возможно, утверждают другие исследователи, что «маген-Давид» являлся, в сущности, подписью царя Давида! В доказательство они приводят суждение о том, что буква «далет» в древнем еврейском письме[2] имела форму треугольника, а имя «Давид» (דוד) на иврите состоит из двух «далет». При этом буква «вав» куда-то потерялась, что нередко бывает при подобного рода играх…

И т.д. и т.п.

Не менее запутан вопрос относительно значения «маген-Давида». Вот уж поистине не лес, а настоящие непролазные джунгли, девственная сельва наподобие амазонской из мнений, гипотез, версий и изреченных авторитетами всех мастей «непререкаемых истин»! Никакой статьи не хватит, чтобы даже просто перечислить их в алфавитном порядке, тем более подробно рассмотреть и остановиться на каждой, а уж оппонировать и спорить с ними – труд, под силу разве что Гулливеру…

«Нельзя объять необъятное», но попробовать пройтись только по вершине этого айсберга стоит… по крайней мере, я рискну.

Итак, наиболее распространённое объяснение гексаграммы заключается в том, что она представляет собой соединение мужского (треугольник, направленный кверху) и женского (треугольник, направленный книзу) начал. Надо отдать должное: треугольники вполне можно интерпретировать как примитивные изображения мужских и, соответственно, женских гениталий. Таким образом, перед нами своего рода иллюстрация к всемирно известной и столь же всемирно актуальной заповеди «Плодитесь и размножайтесь».

Считается, что «маген-Давид» олицетворяет все четыре стихии: треугольник, обращённый вверх, — это огонь и воздух, а треугольник, обращённый вниз, — вода и земля. Тоже вполне логично: первые две стихии стремятся ввысь, последние – «стелются» под ними. Единство всех четырех – суть залог того, что наш мир существует и с ним, миром, все в порядке.

Согласно Каббале, «маген-Давид» схематично отражает семь нижних Сфирот: каждый из шести треугольников указывает на одну из них, — а шестигранный центр — на Сфиру «Малхут». Более детальное объяснение, заслуживая подробного разбора из уст профессионального каббалиста, выходят за рамки моей статьи, уводя нас в глубины еврейского мистицизма и метафизики…

По словам р. Э. Эссаса, гексаграмма символизирует шесть дней творения и отражает модель мироздания, как такового. Треугольник, направленный остриём вверх своей верхней точкой указывает на Всевышнего и на то, что Он – един (один). Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности – Добро и Зло. От двух равноудаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной – нижней, третьей. В этом – идея цели существования человека, задача которого – гармонично соединить в себе (нижняя вершина) «правую» и «левую» («добрую» и «злую») стороны сотворённого Б-гом мира. Не могу не согласится: хоть и немного запутанно, зато понятно по сути.

Как известно, существует традиция украшать «маген-Давидом» суку, — для тех, кто не знает: особый шалаш, в котором евреи живут в дни праздника Суккот. Шесть концов звезды, вывешенной в сукке, соответствуют шести «высоким гостям» (ушпизин), посещающим евреев в шесть же дней праздника: Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Аарону и Иосифу. Объединяет же их всех седьмой «гость» — сам царь Давид, суть центр одноименной «звезды».

Согласно другому объяснению, «маген-Давид» имеет двенадцать рёбер, что соответствует двенадцати коленам Израиля, над которыми царствовал Давид, и которые будут восстановлены с приходом Машиаха (Мессии), прямого наследника великого библейского царя.

Ещё одно объяснение построения гексаграммы – соединение двух треугольников отражают распределение массы населения (треугольник вверх) и богатства (треугольник вниз). Если честно, я не понял, что хотел сказать автор этой своей гипотезой и причем тут «маген-Давид». Может, кто другой понял лучше меня? Тогда очень прошу объяснить мне (желательно в письменном виде на форуме (см. Дом израильского Моржа)), — буду весьма признателен.

И, наконец, «маген-Давид» представляет собой сочетание небесного начала, которое стремится к земле (треугольник, направленный книзу) и земного начала, стремящегося к небесам (треугольник, направленный кверху), таким образом, символизируя Божественное управление миром.

Это суждение я вынес в эпиграф всей «трилогии», поскольку лично мне оно импонирует более всех. Но это, само собой, моё личное мнение, так что если будете на него ссылаться, не забудьте указать источник и перечислить авторские отчисления ;-) :razz:

На сей оптимистичной ноте (что может быть оптимистичнее мысли о деньгах?) разрешите откланяться.

конец


[1] изобилие (франц.)

[2] мало похожем на современный; образчики такого письма можно увидеть на израильской монете достоинством в один новый шекель.


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *