Национальное покаяние (Дмитрий Радышевский)
Национальное покаяние
Прежде чем создавать новую модель государства-управления, прежде чем начать склеивать на духовном уровне «блоки» нашего населения в Третий Храм, сперва необходимо, как гласит инструкция на тюбике, очистить склеиваемые поверхности.
Начать нам придется, как всегда приходилось Израилю, — с покаяния. За стяжательство, за обман, за несправедливость, которыми пропитаны все сферы внутренней жизни Израиля — в первую очередь в собственной жизни и в собственном «колене».
Мы должны признаться себе, что во всем виноваты не «они» (палестинцы, левые или правые, светские или религиозные), а мы сами. «Багадну, газальну…» Это, увы, не мантра, а конкретный список безобразий. Наше отношение к бедным и наше отношение к богатым (если они репатрианты!) Наше отношение к репатриантам и наше отношение к пришельцам, которые хотят породниться с евреями. Наш разврат с одной стороны (взять хотя бы парад геев в Иерусалиме!) и наше мракобесие, с другой (сражаться за Израиль можешь, а жениться здесь — нет). Наши грабительские банки, наша рабовладельческая система трудоустройства «коах адам», вообще дух обирательства и лжи (где они, заповеданные Торой «правильные весы»?), которым пропитана вся хозяйственная жизнь Израиля. Наше предательство Полларда, ливанского ЦАДАЛа, поселенцев и т.д.
Нам нужно вернуть стыд в общественную жизнь. Вернуть принцип «совесть — важнее закона». В современной жизни все чаще так: что разрешено по закону, запрещено по совести.
Нам надо каяться не за отношение к чужим (не за «оккупацию» или, наоборот, за уступки палестинцам), а за отношение к своим.
Нам нужно вернуть милосердие евреев к евреям. Страна стала безжалостной к своим гражданам — мы скатились к жестокой борьбе сильных, как в Америке, и к наплевательству на слабых, как в России.
Именно в этом скрыто положительное духовное зерно «социального крена» в избирательной кампании в Израиле 2006-го, когда угроза ядерного Ирана и пришедшего к власти в Палестинской автономии ХАМАСа необъяснимо отошли на второй план. Дело не в том, что пустой кошелек сегодня страшнее, чем наполненная отравой вражеская ракета завтра, а в том, что избавиться от зла внешнего можно лишь победив сначала зло внутреннее.
Израилю срочно необходимо движение покаяния и примирения, направленное к евреям, а не к арабам. Цедек Ахшав, Хесед Ахшав, Ахава Ахшав. Нам нужен внутренний ШЛЕМУТАХШАВ, а не «Шалом Ахшав». Примирение внешнее — только после примирения внутреннего.
Именно в этом процессе внутреннего покаяния и примирения русская алия, отвечая своей пророческой функции, может стать примером.
То есть покаяться первой.
За враждебность друг к другу и к другим коленам, за социальную пассивность, за разъединенность.
Здесь важно отметить, что стремление к единству алии вовсе не противопоставляет ее всему Израилю: нам надо объединиться — т.е. осознать миссию своей общины — на благо всего Израиля: не для того, чтобы взять, а чтобы дать. Смысл объединения алии в том, чтобы, приобретя необходимый политический вес, внедрить и в государственную систему, и в массовое сознание Израиля те инновационные идеи, которые изменят страну.
Для этого русскоязычной общине необходимо обеспечить сначала внутриобщинную солидарность. Община должна поддержать те немногие организации, которые борются с государственным (полицейским, судебным, бюрократическим и пр.) произволом против репатриантов. Попытка оправдать свою пассивность тем, что эту борьбу пытаются использовать для своего рейтинга те или иные политики, неправомочна: мы же не откажемся остановить убийцу, даже если потом орден за это получит полицейский?
От общинной солидарности надо переходить к солидарности межобщинной. Нам обидно, что остальной Израиль молчит, когда бьют «наших»: в полиции, в газетах, на рынке труда и т.п. Вопиющих примеров дискриминации репатриантов — длинный список. И все остальные молчат: молчат ортодоксы, молчат поселенцы, молчит левый, да и правый истеблишмент. Обидно.
Но чтобы изменить это, надо самим подать пример. Если мы начнем бороться за права других «колен», тогда другие начнут бороться за нас. Недавний пример: когда система ломала кости не нам, а другому «колену» — поселенцам, разрушая поселения в Газе, — и прикрывала это шулерски протащенными «демократическими решениями», мы молчали. Алия — хотя бы в лице группы ее элиты, представляющей как «русских левых», так и «русских правых», — должна была прийти к «оранжевым» хотя бы с визитом солидарности, сказав: «Среди нас есть те, кто за выход из Газы, есть те, кто против, но мы все — против того, как это делается: демократию и вас ломают о колено, и этот треск не дает нашей совести спать».
Это не дало бы никакого немедленного результата, но если мы верим в то, что сознание определяет бытие, а не наоборот, то правильное духовное усилие, этот малый, но важный моральный акт, непременно привело бы к переменам в реальности.
Нужно вернуть Тору в жизнь.
Зачем пропагандировать чужие ценности, когда уже все есть.