Нечистая сила в перине
Жил-был один корчмарь, ужасный скряга — никогда человеку не поможет! Да что — поможет, напиться прохожему не вынесет! Два шутника — Гершеле Острополер и Мотька Хабад сговорились купца навестить, за его счет попировать, а вдобавок еще и содрать пару копеек.
Они наняли подводу и соорудили над ней навес из парусины, чтобы получилось похоже на карету, в каких разъезжают по местечкам цадики и святые евреи. Гершеле нарядился праведником: надел долгополый лапсердак, атласную ермолку, подпоясался красным шелковым кушаком, а Мотька переоделся шамесом, хотя особенно переодеваться ему не пришлось, потому что он и так был тощим оборванцем.
В четверг утром уселись они в «карету» и отправились в село, где жил скряга-корчмарь.
А у корчмаря как раз в канун субботы играли свадьбу дочери. Мнимый ребе подъехал к подворью, «шамес» Мотька вбежал в дом и, запыхавшись, сообщил, что на субботу пожаловал такой-то и такой-то цадик.
А хозяевам что за дело? Они же и так никого никогда не пускают, а сегодня — тем более, потому что выдают замуж дочь.
«Цадик» Гершеле послал Мотьку поговорить еще раз и попроситься хотя бы на подворье — надо же справить субботу!
Пускай на дворе, но у еврея!
В доме шумели и веселились, корчмарь от счастья был на седьмом небе и потому соблаговолил пустить их в темную клетушку, чтобы ребе там сидел и не мешал свадьбе.
«Ребе» разложил святые книги, зажег свечку и погрузился в чтение.
А свадьба тем временем идет вовсю.
Почитав некоторое время Писание, «ребе» кое о чем шепнул «шамесу». «Шамес» улучил момент, поймал черного кота, проскользнул в спальню молодоженов, распорол перину, сунул туда животное, а перину зашил. Обалдевший кот стал метаться в перине, и та заходила ходуном.
В свой час кумовья ввели молодоженов в спальню, а сами, как водится, остались у дверей ждать простыню. А за дверью черт знает что — вопли, гвалт, суматоха. Выскакивает невеста и, рыдая, зовет отца с матерью.
— Что? Что случилось? — всполошились те.
— Не знаю, — плачет дрожащая невеста. — П-п-перина… Она живая.
Корчмарь скликает кумовьев, а перина и впрямь шевелится и прыгает — того гляди, сбежит. Что делать? Тут кто-то вспомнил, что в темной каморке сидит святой ребе — может, у него спросить?
Кинулись к каморке. Появляется «служка».
— Что вы колотитесь? Ребе постигает Тору.
Ему наперебой сообщают о неприятностях в спальне молодоженов.
«Служка», видя, что пришло время отыграться на скупых хозяевах и на их гостях, заявляет:
— Ребе никуда сейчас не выйдет. Он не прочитал даже первой страницы. Придется полчасика подождать… Или час… Дочитает, тогда будет видно…
Молодожены трясутся от страха, махетуним плачут, гости разбегаются. Одним словом, свадьба насмарку!
Хозяин стучится, умоляет:
— Ребе, помогите же нам!
— Извольте подождать! — строго отвечает «шамес».
А народ в ужасе.
Тут подает голос «ребе»:
— Пока горит свечка, спасти невесту, кажется, возможно. Однако без чистосердечных пожертвований ничего не получится…
И велит шамесу выйти с копилкой.
Все, конечно, кидают монеты, а хозяин клянется:
— Если ребе избавит меня от этого несчастья, я ему отдам все на свете.
«Ребе» выходит из комнатенки и возвещает хозяину:
— Не думай, что я специально приехал к тебе на субботу. Всевышний послал меня сюда, ибо Ему заранее известно, чему суждено быть. Так что давайте помолимся.
Нечистая сила собиралась войти в твою дочь, но я, по счастью, оказался с вами и упросил Господа, да славится Имя Его, чтобы Он заточил ее в перину. Вот почему следует не жалеть пожертвований и каждого человека, будь он еврей или христианин, звать в дом, кормить и поить.
Корчмарь велел распахнуть ворота и вместе с «цадиком» затянул вечернюю молитву. Народ же возглашал «Омен».
Целый час они молились, пока не дошли до нужного места. Тут ребе велел всех из спальни выгнать, а шамес быстро распорол перину, выпустил кота, чем и укротил перину.
И свадьбу стали праздновать заново. Хозяин радовался, гости тоже, не говоря уже о «ребе» и его «шамесе», то бишь Гершеле Острополере и Мотьке Хабаде. Когда утром они прощались, «спасителей» благодарили новыми дарами, и те отбыли весьма довольные.