Падение царства Хасмонеев
Выдержка из моей научной монографии «История Древнего Рима. Том 1. Царский и республиканский периоды (753 г. до н. э. – 62 г. до н. э.)», являющейся второй частью тетралогии исторических трудов под общим названием «Малая история европейской цивилизации».
§ 62. Победа Помпея в III-ей войне с Митридатом IV (66 – 62 гг.до н.э.)
(приводится в сокращении)
[…] Из Сирии Помпей двинулся на юг, в Палестину, раньше принадлежавшую Селевкидам, а после восстания братьев Маккавеев (167-140 гг. до н.э.), превратившейся в независимое Иудейское царство.
Правившие там в те времена представители еврейской династии Хасмонеев, к сожалению, отличались редкой даже для царственных особ сварливостью и склочностью характера, тягой к грязным интригам и вероломным предательствам. На момент прихода Помпея, между родными братьями Аристобулом и Гирканом происходила напряженная борьба за верховную власть в стране.
Суть конфликта такова: после смерти вдовой царицы Александры Саломеи, царем Иудеи должен был сделаться ее старший сын Гиркан, исполняющий обязанности первосвященника во Втором Храме. Но еще до этого, пока царица тяжело болела, Аристобул тайно покинул Иерусалим, чтобы с помощью верных ему военачальников и при поддержке религиозной партии саддукеев, совершить государственный переворот. Узнав о смерти ненавистной матери, царевич-повстанец повел войска на столицу. Гиркан выслал против брата войска, но в битве при Иерихоне потерпел сокрушительное поражение, после того как значительная часть правительственных войск перешла на сторону мятежников. Гиркан, запершись в Иерусалиме, вскоре нашел выход – ему удалось добиться мира со своим братом, шантажируя его угрозой смерти взятых в заложники жены и детей. По мирному договору 67 г. до н.э. старший брат отрекался в пользу младшего от престола, сохраняя за собой титул первосвященника Иудеи.
Однако вскоре междоусобица возобновилась благодаря проискам честолюбивого и коварного царедворца Антипатра, отца знаменитого Ирода, происходившего из эдомитов, — насильно обращенного в иудаизм пустынного племени. Все его надежды на правление слабохарактерного и совершенно не приспособленного для царствования Гиркана, из которого Антипатр хотел сделать послушную себе марионетку, рухнули в одночасье.
Но не таков был Антипатр, чтобы так просто отступить! Он начал усиленно интриговать против нового царя, убеждая Гиркана, что брат намерен его убить. Насмерть перепуганный, находившийся на грани психического срыва первосвященник бежал с верным Антипатром в Аравию, к пустынному шейху Арете, чтобы с помощью арабов возвратить себе царскую власть. В обмен на помощь Арета получил клятвенное обещание отдать ему после победы 12 городов Иудеи по выбору (кроме, естественно, Иерусалима), и, во главе 50-тысячной армии, двинулся на врага.
После неудачной попытки отразить арабов, Аристобул укрепился на Храмовой горе. Арета, почти не встречая сопротивления (даже наоборот, принимаемый как освободитель) занял столицу и приступил к осаде Храма.
Как раз в это время, Помпей, закончив покорение Сирии, послал в Иудею своего легата Скавра, к которому неожиданно явились посольства от обоих братьев с просьбой о помощи. Хотя царь и его брат-повстанец предлагали в благодарность за военную поддержу одинаковые суммы, легат остановил свой выбор на Аристобуле II, которому, как царю, больше доверял. Одного устного приказа (!) Арете было достаточно для того, чтобы арабы сняли осаду, и мирно ушли восвояси, не рискуя становиться врагами всемогущего Рима.
Обрадованный царь Иудеи послал Помпею в Дамаск роскошный подарок – искусно изготовленную из золота виноградную лозу с тяжелыми кистями. А вскоре перед Помпеем предстали лично Аристобул II и Гиркан, прося разрешить их спор. Каждый из братьев рьяно доказывал свое право на царствование, клевеща и очерняя друг друга.
В планы Помпея, однако, никак не входила поддержка ни того, ни другого еврейского «князька», его цель была подчинить Иудею римскому владычеству. Раньше других это понял более проницательный Аристобул II, начавший было готовиться к обороне, но был арестован римлянами. Армия Помпея беспрепятственно прошлась по Иудее, заняла несколько городов и подошла к Иерусалиму. Сторонники Гиркана с радостью впустили римлян в город, но отважные патиоты-аристобулисты вновь укрепились на Храмовой горе (благо, фортификационные сооружения еще не успели снять) и защищали национальную святыню в течение трех месяцев.
Наконец, по совету Гиркана, Помпей приказал штурмовать гору в Судный день (Йом-Кипур), когда евреям предписывается строгий пост и молитва, длящиеся сутки. Крепость на горе была взята, римляне ворвались туда и поникли в Храм. В это время там шли праздничные богослужения, и священники не прерывали молитвы, покорно ожидая смерти от мечей иноземцев. Как гласит предание, Помпей со страхом вошел во внутренние покои Храма и очень удивился не найдя там никакого изображения божества. Он, однако, ничего не трогал в святом для евреев месте и строго запретил своим солдатам мародерствовать.
Помпей объявил Иудею провинцией, подвластной Риму (63 г. до н.э.). Гиркану он присвоил звание «этнарха» (т. е. начальника племени) и утвердил его как первосвященника, но однозначно отнял царскую власть. Эдомт Антипатр был назначен «опекуном» Гиркана, — то есть, фактически, главой государства, — а Аристобула и его детей Помпей вскоре вывез в Рим для участия в своем триумфе. Таким образом, Иудея, после почти столетней независимости, снова попала под власть иноземных захватчиков. Первые Хасмонеи своим героизмом завоевали свободу, последние погубили ее. […]
Артём, спасибо большое за интересный исторический материал! :)
С радостью, думаю, посетители прочли бы еще что-нибудь такое :)
Благодарю за теплый отзыв, ахи! :)
Насчет «еще чего-нибудь такого» — видишь ли, я не писал историю евреев, — о чем, кстати, сожалею, — но кое-что найдется ;) Так что, как говорят, «до встречи в эфире» :)
Ура :)))