Песах
Песах — один из самых древних еврейских праздников, напрямую и неразрывно связанный с важнейшим событий в нашей Священной истории — Исходом из египетского рабства. Это произошло около 3300 лет назад, а точнее, в 2448 году по еврейскому календарю.
Как известно, древние евреи (дети Иакова-Израиля) пришли в Египет как одна семья. Поначалу они были радушно приняты и поселены в земле Гошен (одной из провинций Египта), но когда евреев стало «слишком много», и власти стали опасаться, что они могут восстать или оказать помощь врагам, к ним были приняты особо жестокие репрессивные меры. На всех египетских евреев была возложена изнурительно тяжелая трудовая повинность, дома евреев постоянно обыскивались, жен разлучали с мужьями, а новорожденных мальчиков убивали…
Моше (Моисей) был тем, которому было суждено выжить и спасти свой народ. Удивительное стечение обстоятельств, — как считается, прямое вмешательство б-жьей воли, — спасло его от неминуемой гибели от рук египтян и привело к тому, что воспитывался Моше во дворце фараона, но он всегда ощущал себя частью своего народа.
За убийство египтянина, избивавшего еврея, он был приговорен к смерти, бежал, много лет жил в пустыне, среди кочевых племен, где, в частности, обзавелся семьей. Однажды, перегоняя стадо овец через Синайский полуостров, Моше увидел горящий, но не сгорающий куст. Из огня раздался голос Всевышнего, повелевающего 80-летнему Избранному отправиться в Египет и вывести евреев из рабства.
Фараон, перед которым предстали Моше со своим братом Аароном, разумеется, не захотел отпускать евреев, и Б-г наслал на Египет десять «казней» — чудовищных бед и несчастий: превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, мириады песьих мух, нашествие диких зверей из джунглей, падеж скота, язвы, вши, гибель урожая от града и саранчи, трехдневную тьму и, наконец, гибель первенцев: Б-г умертвил первенцев египтян, но пропустил («пасах» на иврите) дома израильтян.
Повинуясь Б-жьему повелению, евреи должны были выбрать из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов (и который не погиб, как скот египтян во время одной из казней), молодых ягнят, зарезать их, зажарить и съесть «с горькими травами и опресноками».
Причем, барашков, которые для египтян были священными животными, требовалось не просто съесть, но сделать это открыто, на глазах у египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью ягнят. В ночь, когда в каждой семье египтян погибли первенцы, смерть обошла стороной еврейские дома, помеченные жертвенной кровью.
Только после этого фараон сдался и отпустил евреев, ушедших вслед за Моше — начался Исход. Таким образом, Песах — праздник обретения свободы и обретения достоинства, толпа вчерашних рабов сделалась освященным народом, достойным величайшего Б-жьего благоволения — получения Торы!
Согласно преданию, перед Исходом еврейские женщины не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек. До сих пор маца — пресные лепешки, которые полагается есть в Песах, — напоминание о хлебе, который ели евреи, поспешно покидая Египет.
Спешка была не напрасной — озлобленный до бешенства фараон, встав во главе египетская армия, погнался по пятам за евреями, собираясь истребить непокорных. Но на седьмой день Исхода, опять-таки, по Б-жьей воле, Красное море расступилось перед евреями, а затем сомкнуло свои воды над головой египтян. Так погибли ненавистники нашего народа в далекой древности, так же продолжают они гибнуть на протяжении всей нашей истории!
Кроме основного значения, само по себе название праздника, — «Песах» — толкуется как «уста говорящие», и это, конечно, соответствует тому, что главная заповедь праздника Песах (в этом году «заходящий» в ночь с 18 на 19 апреля, и, как известно, длящийся 7 дней в Израиле и 8 — в диаспоре) — рассказывать об истории Исхода, ибо «в каждом поколении должен еврей смотреть на себя так, как будто он сам, лично вышел из Египта». Накануне вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом, они читают Пасхальную Агаду — историю Исхода евреев из Египта. А сама трапеза называется «седер» («порядок» на иврите) и является важнейшей частью праздника.
Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время. Праздничная трапеза в миллионах еврейских семей во всех странах мира на протяжении веков, с соблюдением одних и тех же обычаев — это удивительное явление, помогающее евреям остаться единым народом в условиях многовекового рассеяния. Кстати, древним символом такого единства являлось обязательное паломничество в эти дни в Иерусалим для жертвоприношений в Храме (так же как в Суккот и Шавуот).
Для религиозных людей, дни Песаха — это дни молитв, благочестивых размышлений и отдыха, когда если и не запрещена всякая работа (как в первый и последний и день), то всяко ограничена. Для светской части населения Израиля — это выходные, которые принято проводить с семьей, друзьями, близкими. В полупраздники, — дни между началом и концом Песаха, — часть учреждений работает полдня, а часть — не работает вовсе.
Израильтяне любят отдыхать и часто используют пасхальную неделю для поездок за границу всей семьей или же для путешествий по стране, устраивая пикники в многочисленных живописных ее уголках.