Пост 17 Тамуза
В 2448 году от сотворения мира (или, что тоже самое, в 1312 до н.э.), всего через сорок дней после получения Торы, евреи создали идола – Золотого тельца, совершив тягчайший грех идолопоклонства. Именно в этот день, 17-го Тамуза Моисей, спустившийся с Синая со скрижалями завета, увидел литое изваяние и своих соплеменников, вакхически пляшущих вокруг него, предаваясь безудержному пьянству и разврату… И хотя Моисей все же сумел вымолить у Б-га прощение заблудшим, но этот день так и остался несчастливым днем, ибо грех не был искуплен полностью ни тогда, ни тем более, сейчас.
Почти через девять столетий сыны Израиля, живущие в Земле Обетованной, снова отступили от заповедей, забыв Тору. Они поклонялись идолам, прелюбодействовали и проливали человеческую кровь – и то, и другое, как помним, является прямым нарушением основных заповедей.
В 3336 году (586 г. до н.э.) чаша терпения Г-спода переполнилась, и пролилась на заблудший народ гневом, от которого не скрыться. Иерусалим был осажден ордами вавилонян, возглавляемых царем Навуходоносором. Именно в этот день, 17-го Тамуза прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме, ибо невозможно было обеспечить доставку жертвенных животных, и это стало признаком надвигающейся катастрофы. Через два года пал Первый Храм, а евреями были потеряны земля и свобода…
Народ усвоил полученный урок, раскаялся и, получив свободу и землю, восстановил Храм. Но недолгим был порыв благочестия – история любит повторяться, люди вновь стали забывать божественные законы и установления. Первым предупреждением свыше было лишение евреев независимости: с 3766 г. (6 г. н.э.) Иудея становится римской провинцией, порабощенная «властелинами мира». Казалось, пора отринуть грех и всеми силами молиться о Возрождении, — и духовном и политическом, но нет, намеки понимать умеют далеко не все. Поэтому, в 3828 году (68 г. н.э.), почти через пятьсот лет после разрушения Первого Храма, Иерусалим был осажден, и в этот день, 17-го Тамуза римляне пробили стены Священного Города. За поражением последовали разрушение Храма и изгнание… Поэтому 17-е Тамуза – второй из постов, установленных в память о разрушении Храмов. Первый, как известно, приходится на 9 Ава и заслуживает отдельной статьи.
Три недели, заключенные между 17 Тамуза и 9 Ава, называющиеся «Между теснин», тоже считаются траурными. В эти дни верующим евреям запрещено слушать и играть музыку (если они не профессиональные музыканты, зарабатывающие искусством на жизнь), устраивать торжества, в том числе свадьбы, покупать или надевать в первый раз новую одежду, не начинают есть фрукты нового урожая.
Что же касается конкретно 17 тамуза (выпадающего в этом году на 29 июня), то наш народ отмечает его постом дня скорби (от восхода солнца до наступления темноты). Общепринятые в таких случаях постановления полностью соблюдаются. В такой день, — как, впрочем, и во всё время «Между теснин», — хорошо бы изучать по Торе строительство и устройство Храма, надеясь и веря, что это ускорит приход Спасителя (Мошиаха), день нашего избавления из изгнания, всеобщего возвращения в Эрец-Исраэль и воссоздание Третьего Храма.
Согласно обычаю, начиная с 1 дня месяца Ав не едят мяса и не пьют вина (исключение составляют субботние трапезы). Также не произносят ряд обычных благословений (например, «Шегеhеяну», даже в субботу, разве что только во время обряда выкупа первенца).
Кроме того, в эти дни не стригутся сами и не стригут кого-либо, даже маленьких детей. А в последнюю перед девятым ава неделю не стригут ногти. Это не распространяется на женщин, однако, только если она готовится к посещению миквы. И на мужчин, если они моэли, имеющие необходимость свершить обряд обрезания. В течение этих трех недель детей не наказывают, особенно не порят, даже за тяжелые проступки.
И последнее. В истории еврейского народа было и есть немало больших или малых бедствий, катастроф, напастей. Все их мы пережили, — с потерями, с болью и скорбью, но пережили. Что бы антисемиты всех мастей, обезумевшие от ненависти гитлеры и террористы не делали с нами, евреи не вымирали на протяжении почти четырех тысячелетий. Уже одно это внушает надежду: какие бы катастрофы не ждали впереди, как личные, так и для всего народа, – мы переживем и это. И дай то Боже!