Пророк Ихезкэль. Часть вторая

 

пророк Иезекииль (Микеланджело, фрагмент росписи Сикстиннской капеллы, Ватикан, Рим)

О личности самого Ихезкэля мы знаем немного. Известно лишь, что он происходил из священнического рода и сам был священником, женатым и счастливым в браке. В 597 г. до н. э. вместе с царём Иехонией был уведён в плен. Своё пророческое служение он начал 31 июля 593 г. до н.э., в возрасте 30 лет и продолжалось оно почти 22 года, до 26 марта 571 г. до н.э..

К этим исторически подтверждённым сведениям примыкает ряд древних преданий. Они говорят о том, что Ихезкэль был учеником пророка Иеремии (Иермияху), а в вавилонском плену встречался с пророком Даниилом. Или, что Ихезкэль был убит по приказу одного из иудейских князей, которого он обличал в идолопоклонстве. Гробница пророка была сооружена вблизи Вавилона по приказу царя Иехонии, который, якобы, распорядился также, чтобы в неё был положен автограф пророчеств, пред которым должна была постоянно теплиться лампада. Эта гробница является сегодня одним из мест паломничества для восточных иудеев и мусульман. Но насколько достоверны эти сведения, передаваемые преданием сказать трудно, хотя достоверность их весьма вероятна.

Итак, 31 июля 593 г. до н.э. в селении Тель-Авив, отведённом вавилонянами для жительства пленных иудеев при реке Ховаре, Иезекиилю было дано первое видение.

В 1893 году археологом доктором Гильпрехтом при раскопках Ниппура были найдены древние таблички V в. до н. э. На этих табличках упоминается Нару-ка-Бару, как большой судоходный канал, около 36 метров в ширину. В переводе с персидского Кабару означает «великий». Некоторые считают, что своим именем он обязан наместнику области Ховаре, построившему этот канал. А значит, мы лишний раз можем убедиться с совершенной правдивости Священного Писания.

Итак, на берегах этого канала-«реки» перед пророком представала величественнейшая картина: «В пятый день месяца… было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня. И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, и крылья их легкие. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.

 

Пророк Иезекииль (Александр Мень, 1951 г.)

 

И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1:2-28).

У прочитавшего в первый раз эту главу, создаётся, мягко говоря, весьма и весьма смутное впечатление. Какая-то буря, огонь, животные с четырьмя лицами, странные колёса, радуга. Словом, много сложных загадок и неясных символов…

Однако необходимо помнить, что пророческие книги написаны символическим языком (символы которого частично толкует такая книга, как сонник — он существует и в электронном варианте, можете почитать на досуге), который раскрывается при этом в самом Священном Писании. Что же символизируют собой загадочные образы из первой главы?

Во-первых, животные (в дословном переводе — живые существа) — это херувимы или ангелы. Об этом говорит сам пророк в гл. 10, стихи 18-22: «И отошла слава Господня от порога дома и стала над Херувимами. И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними. Это были те же животные, которых видел я в подножии Бога Израилева при реке Ховаре. И я узнал, что это Херувимы. У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие рук человеческих. А подобие лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, — и вид их, и сами они. Каждый шел прямо в ту сторону, которая была перед лицем его».

окончание следует


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *