Рецензия. Кто Иван? Кто Абрам? («Я – Иван, ты — Абрам» (Moi Ivan, toi Abraham))

фильм «Я – Иван, ты — Абрам» (Moi Ivan, toi Abraham)

Режиссер и автор сценария: Иоланда Зоберман.

В ролях: Рома Александрович, Саша Яковлев, Владимир Машков, Мария Липкина, Александр Калягин, Элен Лапиовер, Ролан Быков, Зиновий Гердт, Олег Янковский, Даниэль Ольбрыхский, Армен Джигарханян, Алексей Серебряков и др.

Франция-Белоруссия, 1993, 105 мин.

«Смешались в кучу кони, люди…»

М. Лермонтов «Бородино».

«Нас не догонят!»

Из репертуара группы «Тату».

«Получать-то ты умеешь. Что-что, а где получать – там ты первый […] Но много ли было, Алёша, заслужено?»

А. Галич «Первое дело».

Нет, как ни крути, а права моя жена: я – бестолковый. Ну, вот бестолковый – и все тут, и никуда от этого не уйти. Уже в который раз попадаюсь на обилие наград, номинаций, званий и статуэток, полученных той или иной кинокартиной. А как иначе!? Плохое дело кином не назовут, и раз народ признает в фильме шедевр, достойный кучи наград, значит, он – шедевр по определению. А кто не понял или не согласен – тот дурак, по тому же самому определению.

В подтверждение расхожей цитаты, дураком быть, хоть и выгодно, но очень не хочется. Поэтому я, сразу после скачки, посмотрел столь многими ожидаемый шедевр 1993 года под длинным названием «Я – Иван, ты — Абрам».

Посмотрел, и понял, что придется быть умным, хоть и кончиться битьем. Потому что фильм, очень (!) мягко говоря, не впечатлил, оставив после финальных титров мутный осадок полного не понимая того, что я только что увидел.

Как головою в омут, без предисловий, нас погружают в еврейскую семью, где непонятно что делает христианский мальчик Иван (Саша Яковлев). Он, по всей видимости, поляк (так как действие происходит в предвоенной Польше), в совершенстве владеет идишем, полностью освоился среди иноверцев, ему никто не мешает носить и держать в еврейском доме (!) крест. Как он попал в дом, чем занимается – совершенно не понятно. Из некоторых аннотациях вроде как получается, что Ивана «послали учиться ремеслам в еврейские семьи». А из других, что «Иван взят на услужение в еврейскую семью». С чего это взяли авторы – не понятно. Где видно, чтобы Иван хоть у кого-то хоть чему-то учился? Или кому-то служил? Кто усмотрел это на экране – пусть первым бросит в меня камень.

Лучший друг Ивана – Абрам (Рома Александрович), младший его по возрасту, непоседливый, шкодливый херувим с пейсами и странным характером. Согласимся: странно видеть еврейского мальчика, выросшего в еврейской семье, в местечке, в то время, когда еще еврей и вера были синонимами, — внезапно заявляющего, что ему не хочется идти молиться, хамящего маме и дерущегося в синагоге, бесстыдно оголяющего срамоту… Мягко говоря, очень странно!

Впрочем, семья Абрама – это разговор отдельный. Там кипят почти шекспировские страсти, но кипят чисто по-еврейски: подспудно, неслышно ни для кого, не выметая сор из избы. Суровый, ни с чем не считающийся дедушка Нахман (Ролан Быков), собирается выдать свою внучку Рахиль (Мария Липкина) замуж за нелюбимого, а томный отец Мордхе (Александр Калягин) носится с этой самой дочерью, как дурень со списанной торбой. Ни у того, ни у другого и в мыслях нет спросить девушку: а чего, собственно, хочет она сама?

А зря не спросили! Ведь сама Рахиль хочет только своего мил-друга Арона (Владимир Машков) – дёрганного марксиста-лениниста, бежавшего из тюрьмы, где сидел, как все марксисты-ленинисты, ни за что. Явившись, как призрак гамлетова папы, Абраму и попросив держать это в строжайшей тайне, Аарон рассчитал совершенно верно: единственный способ оповестить всех о своем возвращении – это рассказать что-то Абраму по секрету. Наплевав на всё и всех, Рахиль вешней птицею понеслась к любимому, с которым собралась соединиться, как пролетарии всех стран, на вшивых кошмах ааронова дома, поставив стоять на стрёме ааронова же папу Залмана (Зиновий Герд). Рухл тоже рассчитала верно: хоть ничего и не было, но теперь жених от нее откажется, и Аарон поведет ее… чуть не написал «к хупе»… — в ЗАГС, конечно.

А тем временем, жизнь в местечке бьет ключом, правда, разводным и по голове. В один день случилось две беды: приехал Князь (Олег Янковский), — темная личность с драконьим прищуром коварных глаз. Вызвав своего управляющего, — Нахмана, — он сказал, что проигрался в карты дотла, и, забрав у общины все деньги, бежал. Прознав об этом, оставшиеся без средств к существованию люди быстро нашли виноватых: евреи, напившись детско-христовой кровушки, колдовством прибрали к рукам местечко! И, как будто специально улучив момент, откуда-то приплелся грязный бродяга (Армен Джигарханян), принявшийся подстрекать местечковых католиков на погром, благо повод более чем очевиден.

Впрочем, всё это мало заботит хулиганистого Абрама. У него другая печаль: лучшего друга-гоя Ивана зачем-то отсылают из дома! Зачем – не понятно… Не в силах перенести потерю (ох, чует мое сердце, не спроста они в начале фильма красовались один перед другим срамотой…), еврейский мальчик остригает предательские пейсы, — привет от Мулан! — и бежит с ним, перед этим обворовав отчий дом. Какой-то рецензер, явно не видевший фильма, но слышавший звон, уверен, что двое малолеток – это «бегущие к свободе друзья». О какой свободе идет речь – лично мне совершенно не понятно. Кто и когда ограничивал свободу их общения? Иван и Абрам друг друга стоят, и мирно дружат (может быть, даже слишком мирно, но это тоже не показано, так что и я не буду…).

В погоню отряжается Аарон, вызвавшись добровольцем. Справедливый вопрос: ему это надо? – остается неразрешенным. Это пусть зритель сам дотумкает: может, из марксистко-лениниского интернационализма и любви к детям, может, из желания доказать Нахману и Мордхе, что он — Аарон, — полезный зверек,  может, еще почему-то. А чтобы ему не было скучно догонять, в телегу влезла Рахиль – ей терять нечего, она и без того потеряна.

Конечно, сладкая парочка никого не собиралась искать: вот еще, гоняй куда-то за сто верст животину! Побегают пацанята кругами с ночевкой, наиграются в тома-сойера, оттянутся наедине в лесу – и сами вернуться. Для Аарона и Рахиль эта поездка – просто возможность спокойно объединяться, не беспокоясь и не беспокоя родных и близких. Чем они и активно занялись, вместо того, чтобы спасать евреев от готовящегося погрома. Это попытался сделать безымянный герой-христианин (Алексей Серебряков), предупредивший Нахмана о грядущей беде.

Тем временем Иван и Абрам попадают из огня да в полымя: то всадники с бичами, то поляки с крестами, то цыганка с картами, то лошадник Стефан (Даниель Олбрышский) с больным жеребенком, к которому Абрам воспылал страстью нежной. А в итоге — как в песне, — дорога дальняя на пепелище, в которое погромщики превратили местечко. Жутковатая сцена, кстати, единственная, пробирающая по-настоящему. Но все это, как волны об утес, разбивается о совершенно некстати вставленную “цыганскую” песню Высоцкого. Финальные титры, затемнение, занавес.

Каюсь: при описании я не строго держался сюжета, всеми силами стараясь придать хоть какую-то цельность бессмысленному набору еврейско-погромно-цыганского бреда, который струится с экрана. В реальности же «Я – Иван, ты — Абрам» смотрится как набор чисто условно связанных друг с другом черно-белых клипов, из которых мадам Зоберман, натужно задыхаясь и хрипя от напряжения, пытается сложить полнометражный фильм. У нее, — никому не известной (даже на IMDB нет биографии!) режиссерки-француженки, — это не получается совсем. То есть, ни в какую.

Очевидно, что собранный из вроде бы претендующих на серьезность тем, сценарий (автор – та же мадам Зоберман, что не удивительно!) не даёт частям совершенно никакого развития, обрывая одно и не понятно с какой радости перескакивая на другое. Всё это выглядит так, словно добрый доктор Франкенштейн принялся сшивать своего монстра с большого бодуна: там отрежет больше, чем надо, тут не доведет шов до конца, а где-то и вовсе не станет ничего делать…

За такое, с позволения сказать, кино надо пороть на конюшне всех. Но кроме актеров! Актеры – люди подневольные, они ни в чем не виноваты, это вам любой скажет. Обилие «звездных» имен, — типа, все звезды в гости к нам! — должно хоть к чему-то обязывать. Но вот что странно: в титрах они есть, а в кино – почти совсем нет. А когда появляются – то играют вымученно и нехотя, ровно столько и то, что мадам Зоберман сказала играть, без всякого энтузиазма, полета творческой фантазии и искрометности, свойственной им в других кинолентах.

Я их не виню – они люди умные, сами понимали, в каком отстое снимались. Не знаю уж, какое стечение неблагоприятных обстоятельств должно было заставить корифеев советского кинематографа Джигарханяна, Быкова, Янковского, Колягина, и догоняющих их Машкова и Серебрякова с Горбуновым согласиться на участие в этой местечковой кинохалтуре. Наверное, «лихие девяностые» тому виной, а может, все намного проще: папа Зоберман проплатил кому надо, чтобы его доченька стала режиссершей. Как в знаменитом анекдоте: «Приходит круто-распальцованный папаша к продюсеру и говорит: “Типа, моя дочка петь будет!” — “Но у нее нет ни слуха, ни голоса…” — “Ты чё, не понял? Я ж плачу – значит, будет петь, и всё!”».

А вот вы, мадам Зоберман, Жан-Пьер Дюре, Доминик Хеннеки (продюсеры) и другие сопричастные – выходи строиться по одному! Будем вас вязать длинными рукавами. Ибо нельзя снимать такой дурдом, люди ведь не все скушают, хотя вы на это, судя по всему, рассчитывали.

Люди и не скушали! При одно-миллионном бюджете и еще бог знает сколько, пущенных на раскрутку, картина собрала менее двухсот тысяч долларов. Зато призов – целых три: CICAE «Маска Модильяни» на МКФ в Канне, Золотой приз «Св. Григорий» на МКФ в Москве (то и другое в 1993 г.), и Гран-при «Зеркало Венеры» на МКФ женского кино в Минске (1995 г.). Последнее-то как раз понятно: чтобы «батька» Лукашенко да не дал своей стране «звездочку»… Но остальные-то за что? За какие-такие заслуги «Я – Иван, ты – Абрам», — эта жертва киноаборта, — получила призы? Не понятно, просто не понятно…

Резюме: смотреть этот фильм не стоит никому. На лицо полнейшая профнепригодность мадам Зоберман, снявшей еврейскообразную фигню по собственному графоманству, а на выходе получилось такое убожество, которое даже стыдно смотреть…

Ссылка на фильм


Как скачать?

15 комментариев

  1. Aleks Megen:

    Артем, спасибо! Очень хорошая рецензия :) во время прочтения не раз искренне смеялся — насколько точно подмечено!

  2. О. ты меня балуешь, друг! :oops: Но, без ложной скромности, скажу, — моим пером незримо водил сам Свифт, настолько отстойным и заслуживающим осмеяния является фильм.
    Впредь постараюсь писать такие же рецензии на, — конечно! — только ЗАСЛУЖИВАЮЩИЕ ругани фильмы.

    • Aleks Megen:

      Ну, еще можно писать положительные рецензии :) в том случае, если фильм понравился
      Чтобы, как говорится, держать баланс ;)

      • Так точно! :) Обязательно напишу что-то положительное, благолепное, светлое и доброе, а то еще пойдут слухи, что на «EVROFILM»‘е завелся злой критик Морж, гробящий всё, что не посмотрит :):):)

        • Aleks Megen:

          Нет, я например в восторге от рецензий :) но хочется чтобы в конце указать-таки плюсы, чтобы возникло у человека желание посмотреть

  3. lulik:

    Спасибо за рецензию,walrus-kay,достойно уважения,но по-моему,она могла бы быть и слегка покороче,а то так неинтересно будет смотреть,если вы все опишите даже вместе со Свифтом. :smile:Хочется сразу сути,а не болтовни.
    Вы бы так и озаглавили «Предисловие».Меня как-то ваши семейные дела не очень интересуют,как вы соблаговолили изречь:»Нет, как ни крути, а права моя жена: я – бестолковый. Ну, вот бестолковый – и все тут».Писали бы отдельно на форуме о своих глубоких мыслях,применяли бы там свои литературные дарования,которые,несомненно,у вас есть. :grin: А за фильм спасибо,посмотрим. :smile:

    • Благодарю за лестный отзыв :)
      Хочу лишь заметить, что для того так подробно и описал, чтобы хоть как-то привести в норму кинокартинный бред. Согласен, получилось немного спойлерно, ну уж пардон :) Кстати, точно так же подробно описывает не понравившиеся ему фильмы мой учитель, Алекс Экслер (слыхали про такого?). Делается это намеренно, чтобы не отнимать у читателя драгоценного времени на просмотр той или иной кинодури. И, как правило, бесплатно :)
      Есть, правда, еще одна причина: только суть написать, конечно, можно, но она будет непечатна по причинам цензуры :) все-таки сюда дамы и дети тоже ходят, не так ли? Поэтому, принципиально отставив в мат, пришлось писать без него, зато много :)
      Насчет моих семейных дел — само собой, они вас интересовать и не должны, наверняка свои есть, а? ;) Но если я об этом пишу, то имею свои причины. Вот когда вы напишите рецензию, то там можете упоминать или не упоминать о своей семье и связанных с нею проблемами — полностью ваше право ;)
      Насчет идеи писать на форуме — спасибо, подумаю над этим. Хотя имею свой собственный сайт, куда выставляю то, что хочу сказать людям. Кроме того, специально красоваться, как эзоповский павлин, несомненными талантами что-то не тянет. Я — не пижон, вот в чем дело. Я просто кинозритель и кинокритик. Возможно, даже профессионал, а вы знаете, что профессиональный, скажем, боксер, никогда не побьет любителя — ему это низко, его это недостойно.
      Еще раз спасибо за хороший отзыв.

      • lulik:

        Ув.»walrus-kay»,по поводу , чтобы хоть как-то привести в норму кинокартинный бред- :grin: :grin: :grin: да,это вы точно подметили,к сожалению, часто встречашься с таким явлением.Я думала,что это только я бесконечно придираюсь,оказывается,есть люди,которые тоже иногда так думают-это утешает.Не отнимать времени на просмотр кинодури? Если это так,то по-моему, это даже не стоит того,чтобы о ней говорили.Здесь просто происходит повтор этой самой дури только на словах,тоже,к сожалению, отнимается время.Хочется читать только то, что наиболее важно в этой жизни,и не расстрачиваться на что-либо ненужное.Есть столько необходимых вещей,которые хочется узнать,а вы как человек,который жил в Израиле,наверное помните,как дорого время. А почему,кстати, говорите,что вы «Возможно, даже профессионал»? По-моему,либо профессионал,либо нет.Если я скажу своим коллегам по работе,к примеру,:»Вы знаете,я не знаю , профессионал я или нет» То меня просто заклюют.Я профессионал,и пусть кто-то хоть попробует что-то сказать.А вы что,в себе сомневаетесь?По крайней мере, создалось такое впечатление.Ваше «возможно» и «даже»-этому подтверждение. ;-)
        И вообще,красоваться талантами,по-моему,даже неплохо.Это всегда вызывает уважение со стороны-100 %,или зависть,другое дело как это преподнести и когда.Никакого тут пижонства нет- никак нельзя стесняться того, что заработано трудом (я имею ввиду те же таланты-это затраченные силы,время,здоровье и т.д.)

        • Ув. lulik, в основном, конечно, признаю вашу правоту :), но…

          «Не отнимать времени на просмотр кинодури? Если это так,то по-моему, это даже не стоит того,чтобы о ней говорили.Здесь просто происходит повтор этой самой дури только на словах,тоже,к сожалению, отнимается время.»
          Вот тут не совсем согласен. На мой взгляд, как раз меньше времени занимает чтение разгромной рецензии, чем просмотр отстойного фильма. Кроме того, читая рецензию, можно повосхищаться остроумием и талантами автора, а смотря кинодурь — не восхитишься ничем. Моё мнение таково.

          «Я думала,что это только я бесконечно придираюсь,оказывается,есть люди,которые тоже иногда так думают-это утешает.»
          Приветствую, коллега! :)

          «Хочется читать только то, что наиболее важно в этой жизни,и не расстрачиваться на что-либо ненужное.Есть столько необходимых вещей,которые хочется узнать,а вы как человек,который жил в Израиле,наверное помните,как дорого время.»
          Время не просто дорого, оно еще и скоротечно. Этому, как Вы правильно сказали, в Израиле понимаешь быстро. Особенно там. А можно задать личный вопрос: я не слишком ошибусь, если предположу, что Ваш знак зодиака — Дева? Слишком многое совпадает…

          «А почему,кстати, говорите,что вы «Возможно, даже профессионал»? По-моему,либо профессионал,либо нет.Если я скажу своим коллегам по работе,к примеру,:»Вы знаете,я не знаю , профессионал я или нет» То меня просто заклюют.Я профессионал,и пусть кто-то хоть попробует что-то сказать.А вы что,в себе сомневаетесь?По крайней мере, создалось такое впечатление.Ваше «возможно» и «даже»-этому подтверждение. ;-)»
          И здесь ваша правда. Действительно, я поскромничал, называясь «возможно» и/или «даже» профессионалом. Я — профи, просто скромный, и, — тут вы опять-таки правы, — в себе не слишком уверенный. Как говорится, лучше недосолить, чем пересолить (хотя плохо и то и другое). Потому и колючий. Как кактус, израильский кактус. Это которые сверху колючие, зато внутри мягкие и вкусные. Сабры называются :)

          «И вообще,красоваться талантами,по-моему,даже неплохо.Это всегда вызывает уважение со стороны-100 %,или зависть,другое дело как это преподнести и когда.Никакого тут пижонства нет- никак нельзя стесняться того, что заработано трудом (я имею ввиду те же таланты-это затраченные силы,время,здоровье и т.д.)»
          От хорошего совета, да еще данного от чистого сердца отказываются только дураки, так что — большое спасибо. Заметьте, ни капли не ёрничаю и не кривляюсь на котурнах.

          А вообще, вы производите впечатление человека умного, кем, по-всей видимости, и являетесь. Наверняка музыкант. Играете на чем-то большом и многозвучном, наверное, на пианино или на арфе. Не, скорее все же пианино. Интересно с Вами общаться. Если хотите, постучите в мою ICQ (номер: 649948388) — постучим-поговорим… :)

      • lulik:

        Ув.»walrus-kay» забыла вам сказать, Алекс Экслер открыл помимо основного сайта еще и порносайт.Я просто в шоке.По его мнению,он проверит нужна ли его интеллекутальная работа,если нет то я не знаю что он будет делать.
        Цитата:»поэтому мы с Олегом Константиновым, программистом и администратором сервера Экслер.Ru, а также разработчиком этого ресурса, решили провести эксперимент — станет ли Sex.Exler.Ru таким же посещаемым, как и Экслер.Ru? Если станет — весь этот интернет пора закрывать к чертовой матери, и оставить там одну порнуху. Если не станет — значит, нам еще можно побарахтаться», — сообщил «Вебпланете» Алекс Экслер.»
        Думаешь,Господи,как можно подвергать проверке свою работу? Человек пользуется интернетом не только ради игр или чего-то еще,всегда нужна полезная информация.Нельзя же доходить до животного уровня.

        • Ув. lulik!
          Вот с чем полностью согласен и подписываюсь под каждым словом, так это под двумя последними фразами: «Человек пользуется интернетом не только ради игр или чего-то еще,всегда нужна полезная информация.Нельзя же доходить до животного уровня.» Золотые слова!
          Но, спешу успокоить, всё не так плохо: был я там, и увидел, что порносайт Экслера — не более, чем очередной выпендреж, розыгрыш, шутка, если хотите, компьютерный гэг. Вместо томных красавиц/красавцев — на месте снимков анимированные смайлики, ничего неприличного не несущие. Не настолько он низок, этот самый Экслер. Повыпендриваться, похохмить по уровню ума, пропустить фильм через мясорубку злобной иронии, разругаться, постебаться — это он первый, а так — ни-ни, ни из тех он…
          А проект Бублика «Бритые киски и пушистые бобрики» в самом деле содержат снимки бобров и кошек породы сфинкс. Так что и это очередной розыгрыш.
          По всей видимости, Экслер решил проверить сколько дураков клюнут на эту шутку, и вдоволь посмеяться над озабоченными юзерами :lol: :lol: :lol:

          • lulik:

            Ув. walrus-kay,я рада,что вы не обиделись из-за моей вредности,колючего у меня тоже хватает,только я не кактус,а розочка, :grin: Посмеяться это хорошо-ну,слава Богу,что это у него была только пародия на порноюзеров. :smile: Просто хотелось бы,чтобы этой самой порнухи вообще не было,ну или по-крайней мере очень мало,а то тычут везде,как-будто сами озабоченные и других такими же считают.Эротику можно преподнести,опять-таки,красиво,но не тыкать везде в глаза,какие-то рамки должны быть.
            Я не дева,я телец-вообще,не верю,к сожалению, в гороскопы,согласна,что-то бывает совпадает,но хорошо жить,когда есть внутри-Бог,на Него и себя,родных полагаешься,а гороскопы-как-то не надежно.Я пианистка-угадали.Задайте в поисковике Юлия Гельман-или на youtube,увидите мое видео,lulik_artik@mail.ru :smile:

  4. Случайно обнаружил раздачу своего рипа здесь (оригинальная раздача и моя рецензия — см. http://fenixclub.com/index.php?showtopic=89424).
    Алекс, может быть стоит убрать раздачу фильма с этого сайта? Ну не понял его г-н Walrus-Kay, бывает…
    Но… «либо крестик снять, либо трусишки натянуть» — т.е. либо раздавать, либо хаять фильм. И то, и другое «в одной лоханке» (т.е. на одной странице) — пошловато.
    PS. Еще раз напомню, что субтитры к фильму перевела коллега pirata.

    • Aleks Megen:

      Леонид, шалом!
      Очень приятно видеть старых Феникс-клабовских знакомых :)
      Замечу только, что есть отдельная страница раздачи фильма (http://evrofilm.com/1403-ya-ivan-ty-abram-moi-ivan-toi-abraham-1993-rus-sub-1-4gb.html), и там нет места каким-то личным мнениям, в описании.
      Рецензия же расположена в личной рубрике моего дорогого друга Walrus-Kay, и имеет полное право на существование.
      Более того, каждый участник сайта имеет полное право создавать свои собственные раздачи, рецензии, статьи и т.п.
      Насчет авторства субтитров — информацию указал на странице раздачи фильма, спасибо большое за напоминание! :)

  5. Liza:

    «Как он попал в дом, чем занимается – совершенно не понятно. Из некоторых аннотациях вроде как получается, что Ивана «послали учиться ремеслам в еврейские семьи». А из других, что «Иван взят на услужение в еврейскую семью». С чего это взяли авторы – не понятно. Где видно, чтобы Иван хоть у кого-то хоть чему-то учился? Или кому-то служил? Кто усмотрел это на экране – пусть первым бросит в меня камень.»

    ————————-
    В начале фильма в первом эпизоде Иван говорит,что должен вернуться в деревню,поскольку ему сообщили ,что для ученика он слишком большой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *