Рош а-Шана


Еврейский Новый год, — Рош а-Шана, — праздник чисто духовного содержания. Он являются особой вехой на жизненном пути каждого из нас, днями, когда человек должен остановиться, оглянуться на свои поступки и мысли, с чем-то проститься, кого-то простить…

Существует предание, что в дни Рош а-Шана (как известно, празднуемый два дня), все сущие в этом мире проходят перед Б-гом, как стадо перед пастырем.

Сам же Б-г внимательно и строго смотрит на это поистине гомерическое  шествие и отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «…кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого – скитания, кого – благополучие, а кого – терзания, кому суждена бедность, а кому – богатство»

Таким образом, Рош а-Шана становится днями Суда, днями отчета  сынов человеческих. Совершенно очевидно, что дням Суда, не приличествует атмосфера беззаботной радости. Поэтому, в отличие от других праздников еврейского календаря, в Рош а-Шана не читают благодарственную молитву «hаллель».

С другой стороны, искренняя же вера в то, что Б-г желает всем только добра, и своим милосердием «укротит» собственный же гнев, превращает этот день именно в праздник.

Подобно тому, как на праздниках трубят фанфары, возвещая нечто важное, памятное и достойное увековечивания, на Рош а-Шана трубят в шофар (бараний рог), слушать который является главной заповедью праздника. Отрывистые и резкие, словно пробуждающие нас (и, что более важно, наши души) звуки шофара призывают человека к раскаянию, к пересмотру порочного жизненного пути и осознанию смысла человеческой жизни. Шофар как бы поет: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно! Очистите души свои и добрыми сделайте дела ваши!»

Очевидно, что Рош а-Шана – время, когда евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, мы просим у Всевышнего мира, согласия, здоровья себе лично, своей семье, своей общине и всему Израилю в целом.

Кроме того, наши мудрецы подчеркивают, что Рош а-Шана означает также «глава года», ибо как голова управляет всем организмом, так Рош а-Шана управляет деятельностью человека в течение всего года, начинающегося этим великим днем.

А значит, провести его необходимо в добре, душевном тепле, любви и покое, — собственно, в том что одни называют «гармонией с внешним миром и самим собой», а другие – «счастьем».

В этот день, как и во всякий другой праздник, евреи не работают; разрешены только работы, связанные с приготовлением пищи. Вместо обычной работы, люди дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко, а семья и ближние наши собираются за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

Любой нормальный человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. Самым же традиционным являются  яблоко с медом, «осеняемое» благословением-пожеланием: «Да будет Воля Твоя, чтобы новый год был хорошим и сладостным».

В зависимости от местных традиций ритуальные новогодние блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают: рыбу – символ плодородия), голову (баранью или рыбную, соотв. у сефардов и ашкеназов) – чтобы быть «во главе», а не в хвосте», нарезанную кружочками морковь – по форме и цвету она должна напоминать золотые монеты, а значит, богатство, круглую сладкую халу с изюмом – чтобы год был полным и здоровым, овощи и фрукты – символы обильного урожая наших полей и т.д.

Не стоит, однако, подавать на новогодний стол ничего острого, горького, соленого сверх надобности и пр. в этом духе, дабы не навлечь «это» на весь наступающий год. Но более всего не стоит (во многих общинах откровенно нельзя) подавать на стол и вообще есть в это время орехи, ибо их название на иврите слишком похоже на слово «грех», что, как сами понимаете, совершенно неуместно в Рош а-Шана.

Издревле существует обычай совершать обряд «ташлих («сбрасывание грехов»), ибо сказано: «И Ты сбросишь в глубины моря все их прегрешения» («Миха» 7, 19). В первый день Рош а-Шана (когда праздник не выпадает на шаббат) до захода солнца верующие евреи направляются к океану, морю, реке или ручью, где имеется рыба (!), и зачитывают «Тринадцать атрибутов Милосердия», чем символично отправляют свои грехи в морскую пучину.

Живя в Израиле я сам неоднократно участвовал в этом ритуале, особенно красиво проводимом в Хайфе.



Как скачать?

7 Responses

  1. Moishe:

    Уважаемые авторы и пользователи сайта! Желаю вам сладко встретить 5771 и так же сладко продолжить свои миссии до 120 лет! Надеюсь все вы получите на Йом Кипур новый, подпечатанный документ — визу жизни еще на один год. В эти дни воспоминания о прожитом в этом году проносится перед нами, как кадры немого фильма, и мы даем им оценку и делаем выводы: что и где подкорректировать в своем поведении. Надеюсь, что все мы сделаем соответствующие выводы, чтобы в Дни трепета-5771 у нас было меньше «трепета»! Будьте здоровы, оптимистичны и не забывайте, что Алаха — это не просто чьи-то законы, это наши законы, суть нашей жизни, а Тора — это не просто историческая книга, а ключ к нашей жизни, ключ к вратам Ган Эдена. Шана това уметука!

    • Aleks Megen:

      Мойше, спасибо большое за поздравление, дорогой :)
      Присоединяюсь!
      И желаю всем друзьям сайта, а также гостям — Сладкого Нового Года 5771! ШАНА ТОВА УМЕТУКА!

  2. ujniy:

    Shana Tova u Metuka! Lehaim!

  3. lulik:

    :grin: :grin: :grin: СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА СТАТЬЮ И ЗА ПОЗДРАВЛЕНИЯ!
    ВСЕМ ЖЕЛАЮ САМОГО САМОГО ЛУЧШЕГО, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ!
    И как говорит моя мама, она у меня медсестра: «Здоровья во все органы и денег во все карманы!»

  4. Roavim:

    Вот интересный фоторепортаж из Умани. http://zyalt.livejournal.com/296822.html

    Гуляем, аиды! :-)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *