Семья Абдулафиа
Представители семьи Абдулафиа, жившие в Толедо (Испания) в XII – XIV веках, были выдающимися общественными деятелями, поэтами, раввинами и каббалистами.
После печально знаменитого изгнания евреев в 1492 году, Абдулафиа разъехался по всему Востоку. Их можно было встретить в Эрец-Исраэль (в Тверии, Хевроне, Иерусалиме), в Сирии, Италии, Турции и Греции.
Нижеследующая статья имеет целью познакомить читателей с некоторыми, наиболее прославленными представителями этой славной семьи.
МЕИР, сын Тордоса Абдулафиа (1170 – 1244 гг.) был известным в Испании раввином, непримиримым оппонентом РАМБАМа. Детство он провел в Бургосе, но вскоре вернулся в Толедо, где с 1204 года занимал пост члена раввинского суда. Среди сохранившихся трудов Меира Абдулафиа – написанные на арамейском языке комментарии к Талмуду, стихи на иврите, напоминающие по стилю поэзию Ибн-Эзры.
ИОСЕФ, брат Меира Абдулафиа, как и брат, получил серьезное религиозное образование, и был вовлечен в полемику с РАМБАМом. Его главным противником являлся Давид Кимхи, — ученый провансальский еврей. Именно в это время христианские священники, следившие за разгорающимся все больше и больше спором, вмешались, в результате чего главный труд РАМБАМа — «Морэ невухим» — был сожжен на костре.
ТОРДОС, сын Иосефа (ок. 1220 – 1298 гг.), родившийся в Бургосе, по семейной традиции тоже стал раввином. Не менее серьезно он предавался изучению Каббалы. Благодаря незаурядным способностям и интеллекту, Тордос Абдулафиа стал духовным лидером еврейской общины Кастилии. Будучи ко всему еще и состоятельным человеком, он оказывал немалое влияние на двор короля Альфонсо X, который пожаловал своему, — не побоимся этого слова, — фавориту имение под Севильей. Благодаря своему авторитету, Тордос сумел добиться освобождения евреев-откупщиков, арестованных по приказу короля, и под угрозой пыток принявших крещение. Освободившись, они вернулись к своей вере.
ИОСЕФ, сын Тордоса – выдающийся испанский каббалист. Между 1287 и 1292 годами он написал несколько книг по вопросам еврейского мистицизма и посвятил их своему другу, Моше де Леону. К сожалению, они не дошли до нашего времени, и известны лишь по упоминаниям в трудах других ученых раввинов.
АВРААМ бен ШМУЭЛЬ (1241 – ? (после 1291) гг.) – прославленный испанский каббалист. Начальное религиозное образование Авраам получил дома от отца, а большую часть жизни провел разъезжая по странам Европы и Ближнего Востока, погруженный в мистические изыскания. Основной целью Авраама было, по его собственному выражению, «распечатать душу» посредством интенсивного созерцания, приводящего к экстазу и видениям. Объектами созерцания был ивритский алфавит, особенно буквы, входящие в непроизносимое имя Господа Бога. Авраам, как принято считать, был автором двадцати шести каббалистических работ и пророчеств. Однако, его труды долго оставались непризнанными! Причиной этого стало подозрительное отношение к Аврааму со стороны раввинов Европы, поскольку, обладая немногими религиозными знаниями, он был широко образован, как философ, а это отнюдь не поощрялось. Аврааму жестко противостоял знаменитый Адрет Шломо (РАШБА), бывший главным раввином Испании.
ШМУЭЛЬ hа-ЛЕВИ (XIII век) – член побочной ветви прославленного рода Абдулафиа, он был известным в свое время инженером при дворе Альфонсо X, короля Кастилии. «Визитной карточкой» его гения стала знаменитая модель водяных часов.