Скрипач на крыше: чудо из чудес / Fiddler: A Miracle of Miracles (2019)
Описание: Прежде чем «Скрипач на крыше» стал классическим мюзиклом на Бродвее и подлинно культурным явлением, он казался довольно плохой идеей. Кто вообще захочет смотреть мюзикл о русском еврее-молочнике, который выдает своих дочерей замуж перед погромом?
Одним из многих достоинств документального фильма «Скрипач на крыше: чудо из чудес / Fiddler: A Miracle of Miracles» является то, как он переносит зрителя в этот ранний, нервный период зачатия самой идеи. Вы слышите запись композитора Джерри Бока, рассказывающего лирику Шелдону Харник о новой песне, описывающему ее как «псевдохасидскую», «живую, задорную и едва ли не безумную». После застенчивого хихиканья он играет теперь уже всемирно известные открывающие ноты песни «If I Were a Rich Man». Сопоставление этой неуверенной презентации с ошеломляющим множеством версий этой песни, представленных по всему миру, захватывает дух.
Джоэл Грей, который режиссировал постановку «Скрипача на крыше» на языке идиш, в настоящее время идущую в Нью-Йорке, формулирует центральный вопрос, который этот фильм ставит перед собой: «Что заставляет его говорить на стольких языках, и все считают, что он говорит о них?»
Документальный фильм Макса Левковица «Скрипач на крыше: чудо из чудес / Fiddler: A Miracle of Miracles» постоянно напоминает нам о множественных источниках вдохновения для этого типично еврейского мюзикла, от картин Марка Шагала до политики того времени. На ранних репетициях, чтобы помочь актерам понять, каково было быть евреем в России начала века, режиссер и хореограф Джером Роббинс заставил их воплощать сценарии, схожие с тем, что черные испытывали в южных штатах США во времена законов Джима Кроу. Роббинс возникает как самая завораживающая фигура, жестокий и требовательный перфекционист, который, по словам одного из комментаторов, привел спектакль в нужную форму.
Левковиц привлекает замечательный ансамбль экспертов, среди которых знаменитые поклонники (Стивен Сондхайм, Лин-Мануэль Миранда) и художники, которые работали над спектаклем.
«Скрипач на крыше: чудо из чудес / Fiddler: A Miracle of Miracles» одновременно является вечным и продуктом своего времени, но вопрос о том, насколько он отклонился от своего источника, идишских историй Шолема Алейхема, остается в основном не исследованным. То же самое касается и серьезного осмысления критики спектакля или его киноадаптации, но это не мешает просмотру, если честно. Некоторым спектаклям полагается почтительное отношение. И это послание любви, достойное того, чтобы использовать слово, так сильно связанное с этим спектаклем, — традиции.
Кстати, фильм можно без особых проблем найти в сети с русским переводом в формате многоголосой озвучки. Приятного просмотра!
Год: 2019
Страна: США
Жанр: документальный
Продолжительность: 97 минут
Режиссер: Макс Левковиц